Примерное время чтения: 5 минут
258

Автобус - транспорт социальный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "АиФ на Дону" 08/06/2022
Генеральный директор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян
Генеральный директор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян / АТП «Крымское» / Из архива

Один кризис за другим, низкие доходы, рост цен на топливо и запчасти, зарегулированность и бюрократия – эти и другие проблемы сегодня с головой накрыли предприятия пассажирского транспорта. Чем это опасно и есть ли выход?

О том, как работают в новой экономической реальности донские пассажироперевозчики, мы поговорили с генеральным директором АО «Крымское АТП» Андирасом Поповяном.

Плоды монетизации

– Андирас Арутюнович, давайте сразу поговорим о последнем изменении, которое произошло на транспорте – монетизации проезда отдельных категорий льготников. Люди не очень довольны этим новшеством. А перевозчики?

– Мы, профессионалы-транспортники, были категорически против монетизации в таком виде. Но кто нас послушал? Закон приняли. Последствия не заставили себя ждать: многие предприятия на периферии встали на грань банкротства. Пусть мелкие, незаметные. Но они нужны людям. Остальные начали перестраивать и сокращать маршруты. А завтра может не стать транспортного обеспечения глубинки и дачных участков. Потому что никто не будет работать в минус.

Вчера мы ещё могли хоть как-то сбалансировать свой бюджет. Сегодня нет. Проблему эту нужно решать как можно скорее, пока не наступил коллапс. Президент же говорил о транспортной доступности для всего населения. Люди в глубинке должны иметь возможность выехать хотя бы в районный центр. Там МФЦ, больницы, госучреждения. Далеко не у всех есть свои ма­шины.

– Что было сделано, на ваш профессиональный взгляд, непра­вильно?

– Нельзя было проводить монетизацию до тех пор, пока не найден другой механизм компенсации перевозок. А если уж приняли такое решение, то выпадающую разницу в доходах государство должно взять на себя. Есть и другой выход, чтобы пассажиры платили по экономически обоснованному тарифу. Но нельзя постоянно поднимать тарифы – у людей тоже есть предел платежеспособности. Значит, нужно искать какую-то схему. Не нагружая при этом пассажиров.

Если сегодня не поддержать пассажироперевозчиков, завтра отрасль не выживет.
Если сегодня не поддержать пассажироперевозчиков, завтра отрасль не выживет. Фото: Из архива/ АТП

Государство регулирует тарифы, но не регулирует составляющие себестоимости: топливо, стоимость запчастей, автобусов и т. д. Нам сказали, что у нас нет оснований поднимать цены. Но никто не обосновал, почему? Резко скакнула инфляция: цена запчастей, колёс, комплектующих повысилась в разы. Я колесо покупал за 12 тыс., сейчас оно стоит 36 тыс. Автобус КАВЗ, наш российский, в декабре можно было купить за 8,5 млн рублей, а сегодня он стоит 13,5 млн рублей. Но у нас есть и другие колоссальные затраты. Системы ГЛОНАСС, тахографы, кассовые аппараты, видеонаблюдение и проч. – всё это выливается в серьёзную копеечку для перевозчика. В тарифах же это никак не учитывается.

Всё давно изобрели

– Перевозчик может чем-то это компенсировать?

– Мы не можем сэкономить на налогах, топливе или тарифе. Тогда на чём? На зарплате, качестве ремонта, обновлении подвижного состава. Всё это чревато потерей кадров и качества услуг. Что и происходит. Ведь мы профессионалы. И знаем, в каких условиях можем возить людей: в новых, хороших автобусах с работающими кондиционерами. Но для этого всё должно быть выстроено правильно, в первую очередь финансово-экономическая составляющая.

А сегодня получается, что мы чуть ли не единственная отрасль в стране, которая оказалась изгоем: мы не попадаем ни в какие программы субсидирования и помощи в связи со сложной экономической ситуацией. Вот, например, у нас уже три месяца не работает аэропорт. Но ему платят субсидии за простой. Пассажироперевозчик, который купил новые комфортабельные автобусы специально для поездок в Платов, не получает ничего. Хотя у него тоже простаивают машины и 30 водителей, которые работали на этих маршрутах.

– И какой может быть выход?

– Всё уже давно изобретено. Автобус – транспорт социальный. Олигархи на нём не ездят. Пассажирские перевозки планово-убыточны во всём мире. Даже в такой высокоразвитой стране, как Швейцария. Законы экономики для всех одни – от них не убежишь. По решению чиновника они не меняются.

Есть схемы, выгодные и для пассажира, и для перевозчика. Те же брутто-контракты. Там можно уже применять регулируемые тарифы. Для населения это будет ещё выгоднее. А «автобусник» не будет устраивать гонки за пассажира. Станет вовремя обновлять парк, платить достойную зарплату водителям и ремонтникам. В итоге государство получит удовлетворённое население и благополучно работающую отрасль пассажирских перевозок.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах