Один кризис за другим, низкие доходы, рост цен на топливо и запчасти, зарегулированность и бюрократия – эти и другие проблемы сегодня с головой накрыли предприятия пассажирского транспорта. Чем это опасно и есть ли выход?
О том, как работают в новой экономической реальности донские пассажироперевозчики, мы поговорили с генеральным директором АО «Крымское АТП» Андирасом Поповяном.
Плоды монетизации
– Андирас Арутюнович, давайте сразу поговорим о последнем изменении, которое произошло на транспорте – монетизации проезда отдельных категорий льготников. Люди не очень довольны этим новшеством. А перевозчики?
– Мы, профессионалы-транспортники, были категорически против монетизации в таком виде. Но кто нас послушал? Закон приняли. Последствия не заставили себя ждать: многие предприятия на периферии встали на грань банкротства. Пусть мелкие, незаметные. Но они нужны людям. Остальные начали перестраивать и сокращать маршруты. А завтра может не стать транспортного обеспечения глубинки и дачных участков. Потому что никто не будет работать в минус.
Вчера мы ещё могли хоть как-то сбалансировать свой бюджет. Сегодня нет. Проблему эту нужно решать как можно скорее, пока не наступил коллапс. Президент же говорил о транспортной доступности для всего населения. Люди в глубинке должны иметь возможность выехать хотя бы в районный центр. Там МФЦ, больницы, госучреждения. Далеко не у всех есть свои машины.
– Что было сделано, на ваш профессиональный взгляд, неправильно?
– Нельзя было проводить монетизацию до тех пор, пока не найден другой механизм компенсации перевозок. А если уж приняли такое решение, то выпадающую разницу в доходах государство должно взять на себя. Есть и другой выход, чтобы пассажиры платили по экономически обоснованному тарифу. Но нельзя постоянно поднимать тарифы – у людей тоже есть предел платежеспособности. Значит, нужно искать какую-то схему. Не нагружая при этом пассажиров.
Государство регулирует тарифы, но не регулирует составляющие себестоимости: топливо, стоимость запчастей, автобусов и т. д. Нам сказали, что у нас нет оснований поднимать цены. Но никто не обосновал, почему? Резко скакнула инфляция: цена запчастей, колёс, комплектующих повысилась в разы. Я колесо покупал за 12 тыс., сейчас оно стоит 36 тыс. Автобус КАВЗ, наш российский, в декабре можно было купить за 8,5 млн рублей, а сегодня он стоит 13,5 млн рублей. Но у нас есть и другие колоссальные затраты. Системы ГЛОНАСС, тахографы, кассовые аппараты, видеонаблюдение и проч. – всё это выливается в серьёзную копеечку для перевозчика. В тарифах же это никак не учитывается.
Всё давно изобрели
– Перевозчик может чем-то это компенсировать?
– Мы не можем сэкономить на налогах, топливе или тарифе. Тогда на чём? На зарплате, качестве ремонта, обновлении подвижного состава. Всё это чревато потерей кадров и качества услуг. Что и происходит. Ведь мы профессионалы. И знаем, в каких условиях можем возить людей: в новых, хороших автобусах с работающими кондиционерами. Но для этого всё должно быть выстроено правильно, в первую очередь финансово-экономическая составляющая.
– И какой может быть выход?
– Всё уже давно изобретено. Автобус – транспорт социальный. Олигархи на нём не ездят. Пассажирские перевозки планово-убыточны во всём мире. Даже в такой высокоразвитой стране, как Швейцария. Законы экономики для всех одни – от них не убежишь. По решению чиновника они не меняются.
Есть схемы, выгодные и для пассажира, и для перевозчика. Те же брутто-контракты. Там можно уже применять регулируемые тарифы. Для населения это будет ещё выгоднее. А «автобусник» не будет устраивать гонки за пассажира. Станет вовремя обновлять парк, платить достойную зарплату водителям и ремонтникам. В итоге государство получит удовлетворённое население и благополучно работающую отрасль пассажирских перевозок.