Общественный транспорт в Ростовской области — это 124 транспортных компании и 3600 бортов. Регион сегодня стал одним из лидеров по внедрению безналичной системы оплаты проезда: в неё включены все категории льготников. Однако на этом цифровизация сферы не останавливается.
Как повысить безопасность движения на дорогах, организовать системы мониторинга и чем поможет карта жителя детям и другим льготным категориям, выяснил Rostov.aif.ru.
Ещё не «конечная»
Цифровизация учёта льготных поездок на транспорте уже позволила снизить судебную нагрузку на органы исполнительной власти — благодаря открытой и понятной системе просто исчез предмет спора. Теперь оплата перевозчикам идёт после автоматически сформированного отчёта. И это хороший пример того, как цифровизация стала не дополнительными тратами, а инструментом для решения существующих проблем.
«Сегодня в регионе диспетчеризация сегодня не централизованная: каждое транспортное предприятие имеет свою диспетчерскую, они недоукомплектованы, что создаёт сложности в работе, — отмечает заместитель генерального директора компании-оператора безналичной системы в регионе ООО „АРПС“ Алексей Торицын. — Нужен единый диспетчерский центр на уровне Ростовской области. Уже созданная инфраструктура безналичной системы оплаты может стать основной для него, поскольку позволяет видеть качество работы транспорта по всему региону».
Помимо этого, сегодня в Москве и Санкт-Петербурге общественный транспорт начинает ещё и контролировать нарушения ПДД — к примеру, выезд на полосу «А». Данные автоматически передаются в диспетчерский центр, а потом — в профильное ведомство. Получается полная автоматизация и повышение дисциплины на общественном транспорте.
Среди других аспектов цифровизации — контроль за состоянием водителей. Ведь усталость человека, который сидит за рулём, может приводить к человеческим жертвам: все помнят упавший весной этого года в Мойку в Санкт-Петербурге автобус. Да и новости про аварии с общественным транспортом выходят регулярно...
«Конечно, из-за недостатка сотрудников водители выходят в рейс с нарушением режима труда и отдыха, но поэтому системный контроль за состоянием водителя ещё более важен, — поясняет Алексей Торицын. — Такие системы позволяют обеспечивать не только контроль усталости, но и курение, разговор по телефону, резкость общения с пассажирами, контроль приёма наличных, состояние водителей на алкоголь. Система даёт текущий мониторинг за состоянием водителя, а уже диспетчерские службы могут в режиме онлайн видеть, что происходит с параметрами водителя».
Среди других аспектов цифровизации общественного транспорта называется... грузовой каркас. Речь идёт о системе видеонаблюдения, фото- и видеофиксации нарушений ПДД, которая обеспечивает контроль за въездом грузовых машин в центр города.
«Такие решения должны быть не разрозненными элементами, дающими частный результат, а нанизываться на единую систему, — подчеркнул эксперт. — В пример можно привести Костромскую область: там на базе частной компании создан уникальный центр диспетчеризации и транспортной безопасности. В него сходятся все данные с общественного и спецавтотранспорта. Это позволяет снизить аварийность и обеспечить комфорт пассажиров. Кроме того, данные из этих систем можно анализировать при создании или изменении маршрутной сети. Отмечу, что цифровизацию не надо рассматривать как дополнительные вложения — в России достаточно инвесторов, которые будут готовы инвестировать в эту сферу, если получится сформировать понятные правила».
Вместо тысячи карт...
По данным системы безналичной оплаты «АРПС» сегодня 70% пассажиров в Ростовской области сегодня платят за проезд банковской картой. Транспортной картой «Простор», в том числе льготными, пользуются 28-29% пассажиров. Как правило, её выбирают люди, которые боятся потерять банковские карты, на балансе которых куда большие суммы денег, чем обычно есть на транспортных. Соответственно, наличными платит 1-2%.
«Но мы понимаем, что не вся наличная оплата учитывается в нашей системе, — добавляет Алексей Торицын. — Для большей прозрачности нужно повышать контроль и создавать службы контроля сбора доходов. Это важная составляющая для бескондукторной системы работы транспорта, которая сложилась в регионе. Считаю, что у каждого человека есть право на ошибку — он может забыть про оплату или сделать это несвоевременно. В первую очередь контролёры должны для повышения сборов. Это должен быть не карающий орган, они должны напоминать людям, что нужно оплатить проезд. Так, к примеру, сделано в Костороме. Кроме того, мы анализируем опыт коллег из Санкт-Петербурга, которые поднимают сознательность пассажиров, установив на ряде маршрутов систему автоинформирования. Она говорит о количестве человек, которые не оплатили за проезд. После такого объявления люди тянутся к терминалу».
При этом транспортная карта «Простор» может стать основой для будущей карты жителя Ростовской области. Реализовать проект в случае принятия решения можно уже в 2025 году. Такую карту можно будет использовать в качестве основы программы региональной лояльности, идентификатора для льгот при покупках в аптеках.
При этом в 90% случаев в тех российских регионах, где уже введены карты жителя, они используются в основном для оплаты проезда в пассажирском транспорте. Поэтому транспортная карта может стать основой для программы региональной лояльности.
«Карта жителя Ростовской области может существенно улучшить жизнь людей в регионе и сэкономить расходы бюджета региональным властям. Льготнику не нужно будет таскать кучу бумажек с собой в аптеку, достаточно будет просто предъявить одну карту. Родители также смогут контролировать передвижение детей, поскольку карта жителя могут выступать ключом для домофона или картой для входа в школу. У ребёнка будет уже не россыпь из 25 карт, которые он не знает куда приложить. Мы вроде все оцифровали, но это все между собой никак не связано…», — подчеркнул Торицын.
А в перспективе в Ростовской области появится бескарточная система поездок — виртуальную карту можно будет выпустить в приложении телефона. Пока в России хорошо работающих примеров нет, но за рубежом подобные решения уже внедряют. Также сегодня рассматривается вопрос внедрения оплаты через QR-код или радиометки. Перед полным внедрением будут проводиться пилотные проекты, чтобы оценить, насколько пассажиры довольны изменениями.
Для повышения безопасности на общественном транспорте также применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ). Он может быть полезен в системах взаимодействия с гражданами и системах информирования, чтобы сократить штат операторов.
Где автобус?
Ещё одна из проблем транспорта сегодня — отсутствие устойчивой геонавигации. Из-за этого проблемы несут как пассажиры, так и перевозчики. Первые не могут понять, где именно находится автобус нужного маршрута. У последних может произойти неприятная ситуация с подтверждением транспортной работы: муниципальные власти могут не принять её, если не видят, что автобус работал по маршруту.
«Сегодня есть цифровые решения, которые не используют спутниковые системы, — утверждает Алексей Торицын. — В автобусе ставится приёмник и передатчик, а на остановке — специальная метка. Диспетчер и пассажиры видят, что автобус приехал на нужную остановку».
Подобная система, к слову, но работающая в аналоговом формате была и в советские времена. Не исключено, что к ней вернутся, но с учётом опыта сегодняшнего времени.