Примерное время чтения: 4 минуты
80

Стареющая школа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 09/03/2011

Кто сменит поколение опытных учителей?

Сегодня с жаром обсуждается проект закона о новых образовательных стандартах. Но кто будет проводить в жизнь школьную реформу?

Золотой фонд образования

Сейчас школу сравнивают с домами престарелых, где количество учителей пенсионного возраста растёт, а молодые кадры убывают. Да и под молодыми сейчас часто подразумевают тех, кому под сорок. Опытные учителя - это хорошая школа для молодых, если не нарушен баланс.

Но у нас он, несомненно, нарушен. Даже в пожилом возрасте педагогов посылают на курсы повышения квалификации осваивать современные технологии.

- Возможно, их посылают на такие курсы осваивать новые технологии, чтобы заставить задуматься о своём уходе на за.служенный отдых, - предполагает Сергей Игнатенко, учитель с восьмилетним стажем работы в школе. - Руководство нередко видит в пенсионерах балласт для становления современной школы. Но кто придёт на их место? Трудно сказать. Убрать пенсионеров в то время, когда молодёжь не особенно стремится сюда?

Те, кто говорит, что молодым закрыли дорогу пенсионеры, наверное, никогда не работали в школе. Да, молодые ребята приходят. Их, конечно, не так много, как хотелось бы, но они всё равно идут. Многие из них говорят, что им нравится профессия, но через два-три года большинство переходит в коммерческие структуры: там ведь платят больше.

Сейчас многие директора школ стараются привлечь на работу свежие силы из числа молодых специалистов, но всё равно костяк педагогических коллективов составляют учителя с огромным стажем.

- Пенсионеры - это золотой фонд образования, - считает Екатерина Горемыкина, учительница химии, которая работает в школе уже тридцать лет. - Они воплощают в себе лучшие достижения, накопленные за всю историю отечественной школы. Среди наших более молодых коллег немало талантливых ребят, которые легко находят язык с учениками, готовы предложить нестандартные идеи, однако многие из них надолго не задерживаются. Они видят, что работа неблагодарная, требует массу времени, моральных и физических сил. Остаются самые стойкие и преданные. Но и их, к сожалению, мало.

"Монахи" ордена учителей

Двадцатилетние педагоги - поколение нашего времени, в котором труд теперь, как правило, измеряется материальным вознаграждением. Быть нищенствующими "монахами" ордена учителей они уже не желают. Их лица мелькают на страницах школьной летописи со скоростью кометы. Как только находят работу с более высокой оплатой, отправляются в "большую жизнь".

- Первый вопрос, который окружающие задают учителю: "Сколько вы получаете?", - говорит Елена Кандзюба, закончившая Педагогический институт Южного федерального университета. - Для меня учёба в педагогическом институте была возможностью получить качественное высшее образование и устроиться затем не в школу, а туда, где оплачивают твой труд достойно.

Учителя, работаяющие в школе не один десяток лет, - настоящие трудоголики, вкладывающие душу в дело, которому посвятили всю жизнь. Их незаслуженно обижают, сравнивая с ретроградами и тормозом на пути реформ, а на самом деле они безропотно тянут за собой воз образования до конечной остановки. Пока шли, за их спинами народ уже разбежался. Эти преданные школе люди не сегодня-завтра уйдут. Кому они передадут смену, неизвестно. Жизнь покажет.

Александр Сонов, учитель истории, Ростов

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно