Примерное время чтения: 7 минут
100

Божий дух ростовской драмы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 02/03/2011

"Театр - это отображение нашей жизни"

Коренным ростовчанам Игоря Богодуха представлять не надо. Больше сорока лет блистал он на сцене драматиче.ского театра.

Поколения ходили на спектакли, чтобы увидеть его - его Степана Разина, его городничего, его Лира. А роли в кино? "Миллион в брачной корзине", "Узник замка Иф", "Избранник судьбы" и др., - всего шестнадцать фильмов.

Два года назад Богодух оставил сцену. "АиФ на Дону" побывал в гостях у народного артиста.

- Как-то вы, Игорь Александрович, обмолвились, что самое любимое ваше занятие - ничего не делать. Желание исполнилось - сибаритствуете всласть?

- Встречаюсь с друзьями, работаю на даче, дел хватает. Вот только перед вашим приходом позвонили из администрации.

- Что вдруг власти вспомнили о вас?

- Решили вручить мне удостоверение чернобыльца. Да, был такой эпизод в биографии, правда, о нём я никогда не рассказывал.

После того как случился взрыв, в Чернобыль отправляли многих артистов. Власти решили, что людям, которые работали на ликвидации последствий аварии, нужна эмоциональная разрядка. Выступать в Чернобыль ездили Пугачёва, Кобзон. А как раз вышел "Миллион в брачной корзине", и новую комедию также рекомендовали там показать. Ширвиндт и Чиаурели не смогли поехать - режиссёр фильма Всеволод Шиловский позвал меня.

В Чернобыле мы пробыли неделю. Крутили фильм, выступали перед ликвидаторами, травили байки. Люди очень тепло нас принимали, хотя, что они в то время переживали в душе, после того, как провели день в том аду, нетрудно представить. Я и сам старался по возвращении поскорее забыть обо всём, что там было. Знающие люди ведь говорили, что радиация - это верная смерть, что человек от неё сгорает за несколько лет. Но вот прошло уже сколько времени, мне семьдесят два, а всё ничего. Видимо, повезло. Судьба.

Артист поневоле

- Верите в судьбу, Игорь Александрович?

- Как-то не задумывался. А отчего такой вопрос?

- Оттого, что, судя по вашей биографии, судьба вас просто-таки силой затащила на сцену. Ведь сколько раз признавались, что становиться актёром никогда не думали.

- Верно. Театром в юности я если и увлекался, то исключительно как зритель. А на первом месте для меня был спорт. Баскетболом занимался, парусом. Правда, в школьной самодеятельности участвовал, хотя брали меня туда разве что из-за фактуры: высокий рост, громкий голос - короче, герой. Потом, когда поступил в пединститут, на факультет физвоспитания, тоже позвали в народный театр - он располагался в ДК "Энергетик". И опять же об актёрстве даже мыслей не было. Относился к этому как к развлечению. Уж не знаю, что разглядел во мне тогда режиссёр народного театра, но он чуть ли не силой заставил меня поступить в училище искусств. Насел так, что пришлось согласиться пойти на экзамен, чтоб он больше не приставал. Кое-как отбарабанил басню, спел ни в склад ни в лад. Дальше надо было читать прозу, но комиссия сказала: "Спасибо, достаточно". Ну, думаю, всё понятно - провалился, теперь можно жить спокойно. Тут из дверей выходят: "Вы приняты..."

- Так тренер по игровым видам спорта поневоле стал актёром.

- У-у-у, до настоящего становления было ещё столько... Понимание, что такое работа артиста, театр, сцена, для чего всё это нужно, пришло позже, со временем. А поначалу покорила сама атмосфера театра, его совершенно неповторимая аура. Поэтому мы, молодые, сломя голову после занятий бежали в театр.

- Приобщиться к великому?

- Скорее, к великим. В театре перед вечерним спектаклем собирались патриархи труппы - Лобода, Шатуновский, Швейцер, выдающиеся артисты и уникальные люди. Мы стояли и слушали, как они беседовали о ролях, о премьерах. Хотя, честно говоря, те в основном просто травили байки и анекдоты, подшучивали друг над другом. Особенно выделялся Пётр Григорьевич Лобода, который умел шутить с совершенно серьёзным видом. Так случился его знаменитый прикол над Шатунов.ским. При всех своих достоинствах Виллиан Зиновьевич отличался просто невообразимой худобой. И вот Лобода однажды под каким-то предлогом стал вручать ему в подарок ремешок от своих часов. Шатуновский, естественно, отказывался, Лобода настаивал. И когда тот наконец сдался, Пётр Григорьевич торжественно произнёс: "Бери, Виля, носи на здоровье.... Чтоб штаны не спадали".

Такие шутки и розыгрыши в театре привычное дело. Помню, позже мы сами уже подшутили над Бушновым. В одном спектакле по сюжету он должен был выпивать. Вместо воды мы и плеснули ему водки. Михал Ильич глотнул, удивился, но деваться некуда: зрители-то смотрят - и мужественно допил до дна.

"Лир забирал два дня жизни"

- Недавно по телевизору снова показывали "Миллион в брачной корзине". Любите пересматривать свои фильмы?

- "Миллион" для меня значит особенно много, всё-таки это была моя первая работа в кино. А сложилось всё, как и с выбором профессии, тоже случайно. В середине восьмидесятых Шиловский поставил у нас в театре комедию "Моя профессия - сеньор из общества", в которой и мне досталась роль. И когда он решил снимать по этому спектаклю фильм, то вспомнил обо мне. До того момента я никогда в кино не снимался, поэтому даже не представлял, что это такое. Когда увидел свои первые кинопробы, пришёл в ужас. Шиловский говорит: "Отлично сыграл!" А мне хочется плакать, насколько бездарно и беспомощно, казалось, я выгляжу на экране. Оказалось, так себя чувствует каждый артист, впервые попадая на съёмку.

Ту роль я ценю ещё и потому, что она дала возможность познакомиться с целым рядом замечательнейших артистов - Сашей Ширвиндтом, Олей Кабо, Ларисой Удовиченко, дядей Колей Гринько. До знакомства с ними считал, что это небожители, которые себе цены не сложат. А оказалось, что каждый - душевный человек без всякой звёздности. Так часто бывает: многие их тех, кто играет сволочей, в жизни симпатичнейшие люди. И, к сожалению, наоборот...

- Шестнадцать фильмов для провинциального актёра - невероятная удача. Хотелось бы снова услышать "Свет. Камера. Мотор!"?

- Съёмки время от времени случаются, правда, роли всё эпизодические. Более-менее значимая была в фильме, который снимал Шиловский, - там я играю прокурора Магаданской области. Сейчас тоже поступило одно предложение, но окончательно пока ничего не решено. Хотя... Сниматься в кино, конечно, очень интересно, но играть в театре мне всё же нравилось во сто, в тысячу раз больше.

- Великая энергетика сцены?

- Как угодно можно называть. Сцена забирает столько энергии, нервов, жизнь твою забирает. Когда играли "Короля Лира", я после каждого спектакля сутки-двое не мог прийти в себя от жуткого внутреннего напряжения. Меня в это время нельзя было трогать.

- Поди доставалось домашним под горячую руку...

- Нет, семья для меня - святое. А дочке я вообще обязан половиной успеха. Признаюсь, что уж теперь: для меня всегда адской мукой было учить новую роль. Не могу быстро запоминать текст, хоть ты тресни! И Сашка помогала мне дома заучивать реплики, подыгрывала за партнёров.

- На отдыхе вы уже третий год. Скучаете по сцене?

- Если бы были хорошие пьесы, отличные режиссёры, великолепные партнёры, разве ушёл бы я из театра? Ведь мы работаем для зрителя. Чтобы человек вышел после спектакля и задумался. Театр - это ведь не просто развлечение. То, что происходит на сцене, - всё это в конечном итоге отображение нашей с вами жизни. Если я своей игрой помог кому-то разобраться в себе - значит, сорок пять лет в театре прошли не зря.

Александр Ключников

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно