Примерное время чтения: 7 минут
850

Солист оперы торговал на рынке и работал поваром

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 19/01/2011

Почему в дефиците талантливые вокалисты

"За последние годы из Ростова уехало много талантливых певцов... Несмотря на подвижки к лучшему, нашему театру не хватает басов, баритонов, теноров", - с горечью говорит солист Ростовского Музтеатра, обладатель одного из золотых голосов планеты Пётр МАКАРОВ.

Вместе с тем уходящий год принёс и отменную новость: в ноябре стало известно о том, что два спектакля Музтеатра, дирижёр, постановщики и солисты номинированы в общей сложности аж на 12 "Золотых масок" - самых престижных театральных премий страны. Выдвинут на "Маску" за исполнение ведущей партии в опере "Князь Игорь" и Пётр Макаров.

Об этом успехе театра, о бедах в сфере культуры, о разительно изменившейся молодёжи - наш разговор.

- Пётр Викторович, выдвижение на такое число "Масок" - без.условное признание высокого уровня труппы. Номинации распределились между двумя постановками - оперой "Князь Игорь" и мистерией ""Юнона" и "Авось"". Чем именно они понравились жюри?

- Знаю, что высоко оценены режиссёрская работа и сцено.графия именно в этих спектаклях. Что до "Князя Игоря", дело, может, и в том, что такой мастер, как Юрий Исаакович Александров (петербургский режиссёр, поставивший эту оперу в Ростовском Музтеатре. - Авт.), "выжимает" из артиста всё, заставляет продемонстрировать свой максимум. Больше того, "Князь Игорь" не первая опера, над которой он работает у нас. И всякий раз открывает в труппе новые имена. Ведь бывает: режиссёры "не видят" артиста в своих спектаклях, ставят на нём крест. А Александров делает из него звезду! На этот раз таким открытием стал молодой солист Тимур Хаму-Нимат. Прежде он был занят исключительно в ролях второго плана. Выйдя же в "Князе Игоре" с одной из главных партий - князя Галицкого, отыграл, спел потрясающе.

Артистов манит Москва...

- 90-е годы, начало 2000-х вы называете страшными временами...

- Мы, всё общество, сфера культуры, многое потеряли в 90-х. Музтеатр открылся в 99-м году. Прежде я работал в Ростовском Театре музкомедии. На спектакле артистов на сцене порой было больше, чем зрителей в зале... Артисты то и дело бегали по "халтурам". Ладно халтура. Практически у всех была вторая работа. Я по первой профессии повар, кулинарный техникум окончил с отличием. Ночами готовил в ресторанах на Левом берегу. Мотался в Германию: покупал машину под заказ, перегонял в Ростов. Причём попадал в кошмарные ситуации: на трассах останавливали братки с автоматами, требовали деньги. Одно время ещё и торговал на Нахичеванском рынке детскими шубками, шапками. Помню: вскакиваешь в 5 утра, бежишь на рынок место занимать...

Тогда началось и, увы, продолжается вымывание хороших артистов, педагогов. У нас ведь много потрясающих певцов уехало из Ростова... Едут в Москву, в Питер, а чаще в итоге - за рубеж... Моя однокурсница, обладательница шикарного колоратурного сопрано Сусанна Чубарова, в 2001-м уехала в США. Сейчас поёт в Чикагской опере. Выступает за границей Дима Шилов. В 2005-м уехал в Москву, позже в Новосибирск, затем в Европу наш певец-баритон Сергей Белоусов. Позже уехал Сергей Мунтян, в прошлом сезоне - мой ученик Геворг Григорян. В этом году перебрался в Москву обладатель настоящего, хорошего баса Борис Гусев, проработавший в нашем театре 8 лет. Жалко... И перечень можно продолжать.

- И причина материальная?

- Многое, конечно, упирается в незавидные заработки, у начинающих артистов они копеечные. Артист на собственное жильё не заработает никогда... Спасение в том, что мы один из немногих театров в России, где иногородним артистам выделяется служебное жильё: театр арендует больше 50 квартир. Но служебное не своё.

Правда, пошёл слух: возможно, учитывая номинации на "Маску", театр сможет рассчитывать на президентский или правительственный грант. Это, конечно, поможет многим поправить материальное положение.

Что-то в консерватории надо подправить

- Вы больше десяти лет преподаёте в Ростовской консерватории. Упомянули о том, что появилась ещё одна беда: студентов с хорошими голосами меньше и меньше.

- Скажу так: когда я учился в консерватории, большинство выпускников-вокалистов (а это человек 15-16 ежегодно) трудоустраивались в разные театры страны, порой - зарубежья. В последние же годы если один человек из выпуска попадёт в театр, если он в состоянии заниматься оперным исполнительством - это счастье.

- Почему? Россия, область обеднели талантами?

- Знаете, наверное, нет. Таланты рождаются всегда. Думаю, на эту ситуацию (причём именно с музыкантами, с вокалистами она намного благополучнее) повлияли беды, о которых мы говорили. Во-первых, больше одарённых ребят-вокалистов стараются сразу поступать в музыкальные вузы Москвы и Питера, видя там больше перспектив. Во-вторых, престиж профессии упал... Человек с отменной фактурой, голосом идёт не в певцы, а, скажем, в экономисты. В-третьих, изменилась молодёжь. Ребят-вокалистов, действительно напряжённо занимающихся, единицы...

Я скажу больше: иной раз слышу от студента: "А я это петь не хочу!" (о программном произведении). В этом случае за.крываю ноты. Говорю ему: "Тогда идите, куда вам нравится".

Вообще же мы уже неодно.кратно ставили на заседании кафедры вопрос о том, что делать, ведь ребят с хорошими задатками мало. Есть и другая проблема: в последние годы недобор не редкость. Но так как от числа студентов зависят дотации вузу, зарплаты педагогам (а они и так невысоки), объявляются донаборы. Разумеется, зачисляются абитуриенты уже с куда более скромными вокальными данными, по принципу "на безрыбье и рак - соловей".

В итоге сам ректор порой задаёт вопрос: "А почему у вас студенты так плохо поют?" Но важнее другое: куда ребята, окончив вуз, с такими скромными задатками пойдут? Ради чего на их обучение тратятся бюджетные деньги? Решение этих вопросов не в компетенции руководства консерватории, потому нам хотелось бы достучаться до чиновников от образования. Может, правильнее оценивать труд педагога исходя не столько из числа студентов, сколько из качества преподавания? Может, разумнее привязывать зарплаты не к количеству студентов, а к тому, насколько хорошо ты учишь, вырастил ли талант? Ведь сами педагоги только мучаются с ребятами, не имеющими достаточных данных...

- Знаю, что вас зовут преподавать в Китай...

- Я очень люблю Ростов, театр. Далеко не всё сделал как певец. В Китай не поеду, хотя предложение есть. Верю, что переплюнуть Россию в классике заграница не сможет. Хотя опасения имеются: на конкурсе Чайковского первую премию в пении баритоном недавно взял... корейский парень.

- Можно ли ждать премьер от театра в новом году?

- Руководство театра старается до последнего держать эту информацию в секрете, но об одной премьере я знаю наверняка. Уже в конце этого сезона будет показан концертный вариант оперы Чайковского "Иоланта". Это потрясающая музыка... Да и одно из очень немногих произведений в мировом оперном репертуаре, заканчивающихся счастливо. А потом... это история о любви...

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно