27

Каким быть образованию в России и на Дону?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "Аргументы и Факты на Дону" 29/09/2010

На минувшей неделе свою позицию в отношении того, каким должен стать новый федеральный закон об образовании, высказали представители Ростовской области.

Парламентские слушания, посвящённые обсуждению проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организовал Совет Федерации. В ходе этих слушаний поделиться мнением о законопроекте, высказать свои замечания получили возможность 10 регионов, в том числе и Ростовская область.

Перемены давно назрели!

В Ростове за ходом слушаний следили в режиме реального времени - из импровизированной студии, разместившейся в одной из аудиторий Ростовского филиала Современной гуманитарной академии. В ней и был организован телемост с залом заседаний в Москве и со студиями в других регионах.

- Необходимость нового федерального закона, регламентирующего сферу образования, назрела в силу многих причин. Действующий закон был принят ещё в 1992 году, - отметила перед началом слушаний председатель Комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Законодательного собрания Ростовской области Валентина МАРИНОВА. - Но ведь тогда были другими многие экономические и прочие реалии. Сама сфера образования была исключительно государственной. Сейчас же мы имеем и негосударственные образовательные учреждения - частные детские сады, коммерческие вузы и пр. Наконец, Президентом России поставлена задача модернизации страны, активного внедрения в жизнь инноваций. И это предъявляет к системе образования определённые требования! В частности очевидно: без специалистов, отвечающих запросам времени, способных в том числе соз.давать конкурентные производства (а не решать, как раньше, задачи в рамках сугубо государственной экономики), речи об инновациях быть не может...

Парламентские слушания начались. Выступавшие отмечали ряд очевидных достоинств законопроекта. Вместе с тем были перечислены и немало имеющихся в нём недоработок, нечёткость формулировок, противоречивость ряда статей. Острой же критике было подвергнуто то, что в законопроекте не оговорены в достаточной мере статус учителя, его госгарантии; неясна типология образовательных учреждений; говорится фактически об отказе от начального профобразования и пр.

Предложения по существу

Свою позицию в ходе слушаний озвучили заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Евгений Шепелев, Валентина Маринова, заместитель Минобразования области Марина Мазаева и др.

А затем представители области высказали ряд конкретных предложений по доработке проекта закона.

- Мы поддерживаем многие замечания. Вместе с тем хотелось бы отметить труд разработчиков, взявшихся за такую масштабную задачу - формулирование базового закона, - отметила Валентина Маринова. - Мы считаем крайне необходимым, во-первых, чётко разграничить полномочия в сфере образования между органами власти субъектов Федерации и муниципалитетами, чего ни в имеющемся законе, ни в представленном нам законопроекте, к сожалению, нет, - продолжила она. - В результате мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда неясно, кто же должен выполнять ту или иную работу. Например, приобрести для школ лабораторное оборудование, те же компьютеры, - функция региональной, то есть областной, власти. Но программное обеспечение для компьютеров не включено в перечень лабораторного оборудования! В итоге приобрести эти программы регион не вправе. Вместе с тем нигде не оговорено, что эти траты должны взять на себя и муниципалитеты.... Во-вторых, необходимо регламентировать и появившиеся новые формы обучения - домашнее, семейное, дистанционное. Законодателем не объяснено, как же должен оплачиваться в этом случае труд учителя независимо от того, проработал он час с классом, где 25 детей, или с одним ребёнком. И в этой связи много других белых пятен. В-третьих, требует законодательного регулирования вопрос оказания в учебных заведениях первичной медицинской помощи. Кто ответствен за неё - Минздрав или Минобразования? Как должен быть оборудован медицинский кабинет, из чего должна складываться зарплата медика?..

...Более детальный перечень предложений по доработке законопроекта донские парламентарии уже направили в Госдуму и Совет Федерации. Между тем неоднократно в ходе слушаний отмечалось: при разработке закона не будет спешки. Предполагается, что уже доработанный, с учётом замечаний, вариант законопроекта будет представлен на рассмотрение в декабре.

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых