Примерное время чтения: 8 минут
278

Русско-малийское счастье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 16/06/2010

поселилось в старой хате над Доном

...Отыскать цветоводческий павильон супругов Майга на одном из строительных рынков Ростова оказалось просто.

- Да вон он, цветочный ларёк, - махнула рукой по направлению невысокого киоска, увитого искусственной лианой, продавщица, подметавшая у своего павильона (очередной торговый день подходил к концу), а разогнувшись, расплылась в улыбке, - там же ещё наш негр торгует.

Ростовский продавец из западноафриканского государства с мало что говорящим для русского уха названием Мали, к счастью, оказался на месте.

- Сказали б просто, что ищете Али. Меня тут все знают, - улыбается Али Хассан Майга.

Причём за те 5 лет, что торгует здесь, Али (рыночные острословы окрестили его Али из Мали) завоевал уважение, слывёт трудягой, потому что торгует без выходных. Отдыхает в редкий праздник. Ещё он обрусел - говорит по-русски с очень небольшим акцентом, еженедельно покупает и штудирует с десяток газет...

- В "Аргументах и фактах" мой любимый автор - Костиков, - с ходу сообщает он. - О чём бы ни написал - о фальсификации истории, коррупции, военной реформе, всё в точку!

Али 43 года, из которых 21 год он познаёт радости и тяготы ростовской жизни. О них, а также о своей любви Али и его жена Надежда охотно согласились рассказать, пригласив "АиФ на Дону" в гости.

Али из Мали и его Надежда

Старенькие, явно долго послужившие "Жигули-шестёрка" - это и есть транспорт семьи Майга. В оговорённые день и час мы встретились с Али у редакции, и он взялся довезти меня до их дома на окраине города.

- Честное слово, самой вам будет трудно его найти, - убеждал он.

И, как выяснилось, не зря. По дороге разговор завязался о самых что ни на есть российских проблемах. Бывший африканец Али намерен воспользоваться госпрограммой и сдать старые "Жигули" на утилизацию.

- Вот только что брать взамен, не знаю: всё дорого, - жалуется он.

А по мере того, как мы въезжаем в глубь Александровки, заговорили о бездорожье. Дорога в сбегающем к Дону переулочке, где 10 лет назад и купили старую казачью хату супруги Майга, - название условное.

- Проще сказать, что дороги нет, - вздыхает он.

Смущаясь, предупреждает:

- Не пугайтесь, мы всё не можем закончить ремонт.

Плюсы жилища семьи - оно собственное.

- Не надо, как раньше, с детьми, с чемоданами, скитаться по съёмным углам, - говорит Али.

Ещё оттуда сказочно красивый вид на Дон. Минусы - домик саманный, семья пытается закончить пристройку к нему. А одной из сторон дом смотрит на... несанкционированную огромную свалку. Как и соседи, семья Майга жалуется на неё в разные инстанции, но проку нет.

...Надежда Игоревна приглашает внутрь. Супругами они стали 15 лет назад. Нет, глядя друг на друга, пожимают плечами: не было какой-то особой истории знакомства. Надя Стерхова училась в Ростовском университете на радиофизика. Али Майга, окончившего школу и гуманитарный лицей с золотой медалью, направили из Мали для дальнейшего образования в Советский Союз. В далёкую страну африканца послали учить... историю. Оба благополучно закончили университет. Жили в студенческом общежитии, где и познакомились. А потом приглянулись друг другу.

- Да, были цветы, свидания, - вспоминает с улыбкой Надежда Игоревна. - Ещё Али вёл студенческую дискотеку, был ди-джеем. А я в детстве занималась гимнастикой и взялась вести секцию аэробики для студентов. Нужно было музыкальное сопровождение. За помощью пришлось идти к Али.

Что её подкупило в кавалере, она объясняет без раздумий.

- Знаете, галантность, джентльменское отношение даже в мелочах, - говорит она. - Всегда пропустит вперёд в дверях, подаст руку, если выходишь из автобуса. Подаст тарелку, стакан. А со стороны многих парней было ж иначе: пришла - сама ставь себе стул, двигайся; если что нужно, сама бери, сама угощайся. Причём он так бережно относился не только ко мне, а и ко всем девушкам, женщинам вокруг. Его и сейчас все покупательницы (улыбается) любят. Причём он же из-за этого страдает. Ладно, что соглашается многим привозить домой товар, который у нас куплен. Приходят бабушки: мол, Али, приди, вставь мне новый замок в дверь или отвези меня завтра в больницу, кроме тебя, некому - детей нет или детям некогда. С одной стороны, я понимаю: человеку действительно некому помочь... С другой - порой не выдерживаю: "А когда Али в своём-то доме ремонт доделывать?!" Но он всё равно поступит по-своему: попытается всем, чем может, помочь.

...В итоге вскоре после получения дипломов Али и Надежда объявили родным, что намерены пожениться. Родители Али не сказали ни слова против. Мать и отец Нади, всю жизнь проработавшие в колхозе в небольшой кубанской станице под городом Кропоткин, от решения своей единственной дочери пришли в ужас.

"Муж сразу прочувствовал, что такое тёща"

- Мама отговаривала меня, - вспоминает Надежда Майга. - Твердила, что я ношусь со своей любовью и не думаю, что появятся дети, что их наверняка станут дразнить. И каково им будет жить в нашей стране?

Переубедить дочь ни матери, ни отцу не удалось.

- Я вообще такая - непрошибаемая, - говорит Надежда Игоревна. - Если что решила, не отступлюсь.

- Хотя впоследствии я не раз обдумывала то своё решение, - призналась позже, когда Али позвал сосед. - И, знаете, не жалела и не жалею. Да, у меня были женихи... Но ни с одним не возникло настоящего чувства. Правда, - усмехается она, - Али пришлось прочувствовать, что такое тёща.

Зять при первой же встрече стал называть тёщу мамой.

- Он подходил, спрашивал: "Мама, чем помочь?" - рассказывает Надежда Игоревна. - Она отмахивалась от него, бурчала: "Какая я тебе мама?" Пилила по любому поводу.

Однако постепенно зятю удалось смягчить сердце тёщи. Видя, что ехать в Мали жене не хочется, Али бросил эту затею. Через некоторое время у молодых родилась дочь - Жозелина, потом сын - Дэвид. Поначалу Надя работала лаборантом на факультете, Али перебивался случайными заработками. Денег не хватало. На дворе стояли 90-е годы, ни физики, ни тем паче историки не были нужны. Тогда Али на крошечный "стартовый капитал" открыл палатку на авторынке. Торговал, как и теперь, не зная ни выходных, ни праздников, запчастями, маслами. Там вежливого, видного африканца заприметили, пригласили поработать в магазине запчастей. Увы, магазин через какое-то время закрылся. И теперь уже Надя вовлекла Али в своё увлечение, ставшее их хлебом. Они высаживают на своём крохотном огороде семена разных сортов петуньи, львиного зева, флоксов и т.д. Те, что лучше всего проявили себя, на будущий год закупают большой партией и продают в своём ларьке. В нём же предлагают людям системы капельного полива, удобрения, горшки для комнатных цветов, пророщенную для декоративных целей пшеницу...

Три жены или...

А по-настоящему жалеют они о том, что не нарожали больше детей.

- Нашей мечтой было пятеро детей, - делится Надежда. - Договорились: будем выбирать для них имена по очереди. Но из-за нашей тогдашней неустроенности родить даже третьего ребёнка я побоялась, за что себя теперь корю.

Французское имя Жозелина для дочери выбрал Али: Мали - бывшая французская колония. Жозе (так её называют для краткости) недавно исполнилось 14, она играет в юношеской сборной Ростовской области по баскетболу. Компанейскому мальчишке Дэвиду - 9...

- Меня, конечно, спрашивают, не жалею ли я, что не уехал в Мали. Говорят: "Там разрешено многожёнство", - усмехается Али. - Оно-то, конечно, разрешено. Например, у моего уже умершего отца было 3 жены. Жили жёны раздельно, одна даже в другом городе. Жили мирно. А как ещё бывает? (Смеётся). Доходит до драк. Почему? Ну как почему, муж-то один.

Но уверяет: его три жены не прельщают. Чем, кроме любимой женщины, привязала его к себе Россия? Он говорит, что уже не представляет жизни без варёных с укропом раков, без борща, без ростовских друзей.

- Мы по ресторанам не ходим: ни денег нет, ни желания, - поясняют супруги, - зато почти каждую неделю идём к кому-то в гости - на свадьбу, день рождения и т.д.

Виктория ГОЛОВКО. Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно