
"Все одинокие старики мне как родители"
Он всегда занимался чисто мужскими профессиями. По молодости работал электриком, потом крутил баранку...
Но в пятьдесят лет Владимир ТЕРЕХОВ вдруг решил стать социальным работником, помогающим пожилым. И его вовсе не смутило, что все коллеги оказались женщинами.
Детям звонить стесняются
- Мне как-то сказали, будто моё дело - нечто вроде няньки и вовсе не мужская работа. Да кабы так было, разве попал бы я в эту профессию? - удивляется Владимир.
А началось всё с того, что в соцработники пошла жена, Галина, и сразу стало ясно: без сильного помощника ей придётся туго. А ну-ка попробуй наколоть дров и перетаскать мешки с углем для стариков из частных домиков. Ни канализации, ни водопровода у многих нет, так что тяжеленные вёдра с водой надо было носить за несколько кварталов. Всё это взял на себя муж. Поначалу работал в паре с Галей, а потом взял и сам оформился в штат .Управления соцзащиты Пролетарского района Ростова. Зачем? Уж, точно, не из-за крошечной зарплаты. "Я всегда толстокожим был, - признаётся Владимир. - Но как поглядел на этих одиноких стариков, проняло. У них же - никого, а мне нетрудно подсобить".
Он зашнуровывает ботинки на толстой подошве, берёт несколько увесистых сумок, и мы отправляемся к его подопечным. Работы сейчас много. За Владимиром закреплено восемь пенсионеров, и в день надо обойти четверых. У него самый трудный участок - нижняя Александ.ровка и ветхие хатки, что за Театралкой. Летом дороги там ещё ничего, но осенью в дожди по буеракам еле проберёшься. А зимой и вовсе беда, особенно в гололёд. Но у соцработников всё продумано: на доску садишься и съезжаешь по заиндевелому склону. Главное - продукты не растерять. Мы проходим мимо скромных огородиков и покосившихся халуп, где Владимира уже ждут с нетерпением. Узнают по шагам, по скрипу калитки и, если здоровье позволяет, выходят встречать на крыльцо. Он как родной для пенсионеров, ведь бывает у них гораздо чаще, чем родственники. С дорогим гостем бабушки-дедушки тут же поделятся новостями, чаю предложат, достав старинные чашки из серванта. Там у них хранится всё самое дорогое: ордена, какие-то статуэтки, а за стеклом фотографии дочек и сыновей. Теперь только на снимках ими и любуются. "Дети работают много, некогда к нам захаживать, ну, может, на следующий Новый год", - оправдывают их старики. И лишний раз сами им не позвонят: стесняются надоедать.
- У большинства пенсионеров родственников нет, но многие пожилые просто брошенные. У многих дети живут в Ростове, прилично зарабатывая, а помочь родителям или даже просто навестить не хотят. Разыскивал я таких "деток" и общался с ними по телефону, - морщится Владимир.
"Пусть умирает..."
- Алло, мама ваша совсем одна. Ей тяжело. Приезжайте.
- Мне некогда.
Короткие гудки в трубке.
А в последний раз был ответ с усмешкой: "Пусть умирает"... Так сказал сын семидесятипятилетней Марьи Владимировны, которая и впрямь собралась на тот свет. Просто легла на диван, за.крыла глаза и отказалась от еды. Прошло три дня, а продукты в холодильнике всё так же лежали нетронутыми. Владимир повесил трубку и вернулся к ней в комнату: "А ну, хватит кукситься, вам ещё жить да жить". Долго просил её поесть. Уговорил. С тех пор каждый раз после работы по хозяйству он стал задерживаться у неё, чтобы просто поговорить, согреть душу одинокого человека. После таких бесед она оживилась, повеселела и, слава Богу, теперь ждёт не смерти, а лета.
Но наплевательское отношение детей - это ещё полбеды. Был случай, когда внук одной старушки пытался отсудить у неё дом. А сколько соцработник совестил сына, живущего на пенсию престарелой матери! Даже продуктов тот ни разу ей не купил. Но до детей Владимир ни разу так и не достучался. Им всё равно, живы ли отец с матерью. Недавно хоронили старика, и на кладбище не было ни одного родственника. Гроб несли Владимир и водитель.
- Одинокие, беспомощные, доверчивые. Они как дети, которые в беду попадут, если за ними не доглядишь, - вздыхает Владимир.
И однажды он всё-таки недоглядел. Несколько лет ухаживал за престарелым вдовцом, а потом объявилась какая-то молодая женщина и сказала: мол, сама буду за ним присматривать, любовь у нас. Владимир ответил, что, пока не увидит расписку от пенсионера в том, что помощь соцработника не нужна, не поверит. Расписка пришла на следующий же день. Но Владимир всё равно не смог просто так оставить подопечного с подозрительной незнакомкой. Проследил за ней, расспросил соседей, и выяснилось, что она отобрала у дедушки паспорт, сберкнижку, заставила написать отказ от соцпомощи и заперла его в комнате. Владимир тут же обратился в милицию - и "невесту" вы.гнали из дома.
- Вы знаете, к ним ко всем как к родителям отношусь. У меня у самого отец парализованный, я за ним ухаживаю, - рассказывает Владимир. - Представляю, каково пришлось бы ему, если б никого не было рядом...
Соцработник для одиноких стариков давно стал своим. Смущаясь, рассказал, что они во все праздники стараются как-то его поздравить. То конфет кулёчек, то пирожок дадут, а один раз бритву подарили. Отказываться нельзя: осерчают. И он тоже старается их порадовать. Недавно пришёл к одному дедушке с цветами и конфетами: знал, что у него день рождения. Отметили тихонько, вдвоём. Дед курил махорку, молодость вспоминал. Хорошо в тот раз посидели, но вообще-то Владимиру засиживаться некогда. Зарплата у соцработника - крохи, а семью кормить надо, дочек на ноги ставить. Но он выкручивается. У них с женой ещё одна подработка имеется - газеты по вечерам разносят.
- А работу свою всё равно люблю, - признаётся Владимир. - Хоть богатеем меня и не делает, но милосердие деньгами не померяешь.
Анна Ивченкова. Фото из архива В. Терехова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть