Примерное время чтения: 5 минут
249

Ростовская любовь генерала Раевского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 28/04/2010

Всю жизнь герой войны 1812 года с нежностью вспоминал о своём первом чувстве

О пребывании на Дону прославленного героя Отечественной войны 1812 года Раевского написано немало, в том числе и о той поездке, в которой генерала и его троих детей сопровождал Пушкин. Но мало кто знает, что Раевского связывали с Доном детские годы и романтические воспоминания...

Тёплый ветер, гуляющий по степи, обдувал лица сидящих в колясках людей. Лошади, почуяв близость жилья, спешили, слегка подгоняемые возницами. Николай Николаевич всей грудью вдыхал знакомый с детства запах донских степных трав. Коляски приближались к крепости святого Димитрия Ростовского и к её бывшему предместью - Ростову-на-Дону...

Он прославлял её в песнях

В 1783-1784 годах юный Коленька жил со своей матерью Екатериной Николаевной Давыдовой в Ростовской крепости. В это время его отчим, Лев Денисович Давыдов, ходил в поход на Кубань вместе с Суворовым, возглавлявшим в то время Кубанский корпус, штаб которого тогда находился в крепости святого Димитрия Ростовского.

Когда семья Давыдовых-Раевских приехала сюда, Коле было двенадцать лет. Здесь Николай Раевский учился, бегал с мальчишками по крепостным окрестностям, играя в салочки и ловя в пыльной, высушенной летним зноем донской траве зелёных кузнечиков. Здесь же он в первый раз в жизни влюбился - в свою ровесницу, соседскую девочку Алёну Пелёнкину, и, как ни странно, на всю жизнь сохранил память о своей трогательной детской любви.

Алёна (на самом деле её звали Елена, но все называли Алёной - так это имя и закрепилось за ней) была дочерью Петра Алексеевича Пелёнкина, плац-майора Ростовской крепости, служившего в те годы при крепостном обер-коменданте Семёне Григорьевиче Гурьеве. Юный Николай Раевский был всецело поглощён охватившей его любовью к прекрасной Елене, и потом, уже будучи отцом взрослых детей, рассказывал своей старшей дочери о том, как сочинял песни, посвящённые Алёне. И не без иронии уточнял: "Правда, в песенках я назвал её Лизетой, потому что к её имени, т. е. Алёны, я рифмы приискать не мог".

Неравный, но счастливый брак

Раевский покинул крепость на четырнадцатом году своей жизни. А через двенадцать лет, уже в чине полковника, Николай проезжал через Ростовскую крепость по пути на Кавказ. Здесь он остановился, и, помня о своей детской любви, разузнал у местных жителей о судьбе Алёны. Ему рассказали, что она по-прежнему живёт в крепости, вышла замуж и что у неё уже трое детей.

...Алёну выдали замуж за богатого 36-летнего соседа по имению, когда ей было всего шестнадцать. Этот брак вызвал немало пересудов: это ж надо - отдать столь юную красавицу за человека, годящегося ей в отцы. Но всё же такие неравные браки были не так уж редки в то время. Дмитрий Васильевич Змиев, муж Алёны, был довольно состоятельным: ему принадлежали два селения - Александровка и Новониколаевка, в которых жила тысяча людей. К тому же уже в те годы он имел достаточно высокое звание премьер-майора, что тоже сыграло свою роль при выборе достойного жениха для юной девицы. Несмотря на большую разницу в возрасте, супруги жили в согласии.

...Раевский сразу направился с визитом к семейной чете. Друзья детства долго пили чай, с улыбкой вспоминая забавы юности и былую взаимную привязанность. Раевский рад был видеть, что Алёна Петровна счастлива со своим мужем, и у него надолго остались добрые воспоминания об этой семье...

Красавица-дочка прекрасной Елены

...Прошло ещё четверть века. В начале июня 1820 года, уже в звании генерала, к тому же овеянный славой героя Отечественной войны 1812 года, Николай Николаевич Раевский снова посетил "Ростов, что прежде был предместьем крепости святого Димитрия", как писал сам генерал в письме дочери (напомним, в 1811 году Ростов-на-Дону уже официально был признан городом).

На этот раз генерал Раевский был уже в компании своего сына, тоже Николая (друга Пушкина по лицею), двух дочерей, Марии и Софьи, и уже тогда известного поэта Александра Сергеевича Пушкина. Генерал с детьми и Пушкиным осмотрели Ростовскую крепость, ещё помнившую прославленного генералиссимуса Суворова, адмиралов Сенявина и Ушакова. Посетили и соседнюю с крепостью Нахичевань, где Пушкин был поражён пёстрой многонациональной толпой, о чём потом с живостью любил вспоминать...

А затем генерал Раевский в компании сопровождающей его молодёжи снова посетил свою детскую любовь. У Алёны Петровны к тому времени было уже четверо детей. В 37 лет она овдовела и по-прежнему жила в крепости.

Когда Алёна представила своих дочерей Раевскому, он был глубоко поражён красотой её младшей дочери, 17-летней Ольги Змиевой. Красавица - дочка прекрасной Елены была, по признанию генерала, "так хороша, как мало видал я хороших".

В тот день у Алёны Петровны были гости. Конечно, они с радостью приняли в своё общество знаменитого героя Отечественной войны 1812 года и известного поэта. Алёне Петровне и Николаю Николаевичу было что вспомнить. Петербуржцы надолго задержались в доме приветливой ростовчанки.

Потом Раевский, нисколько не смущаясь воспоминаниями о своей первой любви, с большой теплотой напишет в письме к старшей дочери Екатерине об этой остановке в пути: "Я посидел, посмеялись насчёт ребяческих лет наших и... расстались без слёз, ни сожаленья".

Это была последняя встреча генерала с Алёной. Через девять лет этот удивительный человек, всю жизнь хранивший нежную привязанность к своей первой любви, умер.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно