Примерное время чтения: 6 минут
70

Там, где гранты, там и таланты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 14/10/2009

"Сегодня мужчина, получив профессию музыканта, не прокормит семью. Разве только будет хвататься за несколько работ, разрываться между ними", - с горечью говорит бессменный худрук Ростовского Музыкального театра Вячеслав КУЩЁВ.

И это лишь одна из бед, терзающих то, что принято называть сферой культуры. В музыкальных образовательных заведениях узнали, что такое недобор. В немалом числе театров, учреждений культуры в зрительных залах - пустующие кресла. Говорит своё слово и кризис: дотации учреждениям культуры всё сильнее урезаются.

Как лечить культуру и нас самих, охладевающих к классическому искусству? С какими потерями ростовский Музтеатр переживает кризис?

"Запаса прочности почти нет"

- Вячеслав Митрофанович, мы с вами встречались в разгар прошлого сезона. Тогда речь шла и о том, что театру не хватает басов, теноров. Периодически возникают бреши в оркестре просто потому, что найти высококлассных валторнистов, арфистов, музыкантов, играющих на ряде других инструментов, стало серьёзной проблемой.

- В этом отношении у нас сейчас, к счастью, сложилась неплохая ситуация. На театр уже работает его авторитет: к нам едут прослушиваться вокалисты, музыканты из многих регионов. В этом году мы приняли в труппу шестерых молодых ребят-вокалистов. При том, что в прошлом году - лишь двоих, и то от одного уже отказались... Что касается музыкантов оркестра, их сейчас 107 человек. И это само по себе говорит о том, что укомплектованность у нас полная. Но! Я понимаю: запаса прочности почти нет. Если кто-то уйдёт, в очереди никто не стоит.

- А причина такого уже хронического недостатка артистов?..

- Прежде всего материальная. Став депутатом Госдумы (Вячеслав Кущёв избран в Госдуму в декабре 2007 года. Входит в думский комитет по культуре, возглавляет подкомитет по экономике и инновациям в сфере профессионального искусства. - Авт.), я не раз обращался в то же российское Министерство культуры: "Что вы делаете?! Ведь в России уже почти не осталось арфисток. Нет людей, играющих на медных духовых инструментах..." Очевидно, что должны появляться какие-то специальные гранты, именные стипендии для деток, что учатся в музыкальных школах. Эти стипендии стимулировали бы их интерес. Ведь сегодня ребёнок, видя, что его отец-музыкант не может прокормить семью, наоборот, приходит к мысли: "Зачем мне такая профессия?"

Есть и другой болевой вопрос. Не однажды я говорил, причём достаточно резко, министру культуры России Александру Авдееву о ситуации с президентскими и правительственными грантами. Много лет - с того момента, как эти гранты появились, они даются исключительно коллективам Москвы и Санкт-Петербурга. Предназначены гранты для выплаты зарплат. Закономерно заработки в этих коллективах существенно повышаются, эти коллективы манят к себе, забирают таланты из всей остальной страны. Мы же всё, что можем предложить сегодня, например, первой скрипке оркестра (человеку, которого мы переманили в Ростов, уговорили прийти в наш оркестр, хотя у него уже были ангажементы по всей Европе), - 17 тысяч рублей в месяц. И такую сумму платим лишь с год. А до того было и 9, и 7, и 5 тысяч. В том числе и потому миримся с его собственной гастрольной деятельностью. Хотя министр, отчитываясь перед Госдумой, всё же пообещал учесть "серьёзное замечание депутатов в отношении грантов".

А публика ждёт истории о любви...

- А как быть с другой стороной медали? Далеко не многие сегодня регулярно ходят в театр, филармонию. В иных храмах культуры наполовину пусто.

- Скажу больше. Даже в московских театрах с именем сегодня бывают полупустые залы. Безусловно, это говорит о состоянии культуры в обществе. Но поднимать её можно, начиная с малого! Ещё, по сути, недавно, в 80-е годы, в Ростове регулярно проходили парады духовых оркестров. Приезжало до 50 самодеятельных оркестров со всей области! Они шли по центральной улице. Сегодня ничего этого нет. Так что на месте донских Минкульта и Минобразования я бы объявил смотр-конкурс - некий фестиваль самодеятельного искусства, сделав номинации для оркестров, хоров, танцевальных коллективов. Начать, в общем-то, надо с возбуждения интереса к искусству. Другое дело, что и смотры эти должны проводиться в лучших, престижных залах, а не в разбитых клубах. Победители должны достойно награждаться.

- Теперь на учреждениях культуры сказывается ещё и кризис. Что сможет предложить в начавшемся сезоне Музыкальный театр? Стоит ли ждать премьер?

- После того, как грянул кризис, субсидии из резервного фонда губернатора нам сократили на 25%. Потом ещё на 12%. Недавно их опять урезали, и тогда я пошёл на приём к губернатору. Сказал, что фактически всё, что нам выделено, забирается. Он тут же надавил на какие-то кнопки внутреннего телефона и сказал, что финансирование Музтеатра уже уменьшено на 37% и что продолжать резать он запрещает. Так что без преувеличения скажу: без поддержки области и лично губернатора наш театр не смог бы делать в этом сезоне новые постановки.

- Тогда каких премьер нам ждать?

- В конце ноября мы приглашаем всех на премьеру спектакля ""Юнона" и "Авось"". Дело в том, что этот спектакль шёл в Ростове 30 лет! Последние 8 лет - уже на сцене нашего театра. Прежде - в Театре музкомедии. И мы сняли его, потому что он во всех смыслах истлел, показывать его было стыдно. Однако КАЖДЫЙ РАЗ на протяжении 30 лет этот спектакль шёл на Дону при переполненном зале. Значит, люди хотят слышать эту музыку, им важна эта история любви... Поэтому в Ростов уже приезжал Алексей Рыбников. Сейчас он пишет для нашей постановки совершенно новый вариант партитуры: там будут задействованы и симфонический оркестр, и рок-группа. Будет и совершенно новая поэтическая вставка.

К 150-летию Чехова, которое будет отмечаться в январе, наш балетмейстер Алексей Фадеечев готовит оригинальный, прежде вообще не существовавший, балет по чеховской драме "На охоте". Кантату Карла Орфа "Кармина Бурана", которую мы при открытии сезона показывали перед входом в театр под дождём, в феврале покажем в театральном пространстве. А на 28 мая намечена премьера полноценной театральной постановки оперы "Князь Игорь".

Виктория ГОЛОВКО. Фото Виктора Погонцева

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно