aif.ru counter
116

Монастырь, где пахло сиренью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 24/06/2009

А потом и... горем

Кусочек невозделываемой земли, затерянный среди фермерских полей на границе Цимлянского и Константиновского районов, яма с остатком фундамента, поставленный в 90-х поклонный крест и делянка тёрна, покрывающая, как полагают, кладбище, - вот всё, что осталось от Свято-Николаевской Бекреневской женской обители.

Два с лишним года назад иеромонаха Филиппа (Лукьянова) назначили настоятелем в ближайший от монастыря приход - в Свято-Никольский храм станицы Мариинской.

- Я ростовчанин. Почти ничего не знал о тех местах, - признаётся он.

Но именно он (сейчас иеромонаху 28 лет) заинтересовался историей монастыря, судьбами 60 репрессированных в 1930 - 1931 годах монахинь, послушниц, а также священников, служивших в обители.

- Многое я взял из брошюры, составленной архиепископом Аксайским Захарией Лобовым, в 2000 году канонизированным, - поясняет отец Филипп.

После иеромонах Филипп обращался в архивы, расспрашивал местных, отыскал несколько старинных фото, вдохновил на исследования журналистов. В прошлом году за счёт благотворителей издал, пусть и крошечным тиражом (в 100 экземпляров), маленькую брошюрку о монастыре.

- Конечно, то, что нам удалось узнать, - крупицы, - с грустью признаёт он.

Но и это небольшое изыскание позволило выявить ряд фактов. К примеру, Бекреневский был одним из последних закрывшихся в СССР монастырей.

- Поэтому в последние годы он стал приютом для монахинь, изгнанных из других обителей, - говорит отец Филипп.

Установлено и то, что в годы своего расцвета Бекреневский по престольным празд.никам собирал до 5 тысяч паломников: людей влекла в том числе главная бекреневская святыня - Чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери.

"Святыня утрачена навсегда"

Собственно, история появления в Бекреневском списка этой, одной из поздних, написанных в Италии икон - чудо само по себе. Его в 1918 году пожертвовал обители зажиточный житель Новочеркасска. И рассказал: он тяжело заболел, готовился прощаться с жизнью, когда однажды во сне ему явилась Богородица. И сказала, чтобы он не падал духом, так как скоро полностью выздоровеет. Поражённый, мужчина на другое утро дал обет: если исцелится, пожертвует Бекреневской обители список (копию) одной из своих любимых икон - Козельщанской. Выздоровление не заставило себя ждать, и новочеркасец отправился в Киев (сама икона поныне хранится там же, в Покровском жен.ском монастыре. - Авт.). Одна из монахинь сделала список. Но мало этого: образ, заказанный новочеркасцем, на его же деньги украсили множеством камней, среди которых были два бриллианта и сапфир, киот позолотили, изготовили его из стекла высочайшего качества и т.д.

В 1931 году, после закрытия монастыря, все бекреневские святыни бесследно пропали, не стало и образа, привлекавшего паломников со всего Дона: к Козельщанской Богоматери ехали молить о женском счастье, супружестве и материнстве, об избавлении от нервных расстройств и прочих болезней и др.

- Скорее всего, икону порубили на дрова да сожгли, - говорит отец Филипп.

А 5 лет назад история со сном и явлением Богородицы странным образом повторилась.

Но об этом чуть ниже. Что удалось выяснить о последних днях монастыря? В предреволюционные годы Бекреневская обитель переживала расцвет. В ней действовала богадельня для престарелых казаков и казачек: платы монастырь, разумеется, не брал. Был странноприимный дом, где на полном содержании жили паломники. (К слову, первое время, в конце 19-го века, Бекреневская обитель была не женским, а мужским монастырём.

- Что ж поделать? Как мужской монастырь обитель зачахла, а при женщинах расцвела, - говорит отец Филипп).

Но и это не всё. Несмотря на то, что монастырь славился своим очень строгим уставом, насельницам, по-видимому, оказалась нечуждой хозяйственная жилка: здесь возделывали два виноградника, разбили фруктовый сад, развели домашнюю скотину, заработал кирпичный завод.

- Очевидно, что женщины своими силами справиться не могли. Так что монастырь давал работу батракам, - говорит отец Филипп.

Хозяйственная успешность монастыря бросилась в глаза и Советской власти. В 1928 году всё его хозяйство было передано артели по совместной обработке земли, спустя год переименованной в коммуну "Правда". Монахиням же пока позволяли стеснённо жить в обители. Конец этой жизни наступил в июне 1930-го, когда по надуманному поводу были арестованы настоятельница Валериана и семь монахинь, а 13 сентября тройка ОГПУ Северо-Кавказского края осудила их всех на 5 лет ссылки в северный край.

- Обвинениями были "подозрение в агитации против коллективизации", "укрывательство антиреволюционных элементов".

И зазвонил колокол...

На руку следователям было и то, что незадолго в коммуне вспыхнули очередные беспорядки: пятеро жителей заявили о выходе и попытались забрать свой скот из общественного стада. Этот взрыв недовольства пришёлся на престольный праздник монастыря, куда, несмотря на антирелигиозную пропаганду, съехались около трёх тысяч человек. Оставшиеся монахини до последнего надеялись на перемену своей участи, на то, что приговор уже сосланным и этапированным будет изменён...

- В новогодние праздники - с 31 декабря по 2 января 1931 года были арестованы и репрессированы все оставшиеся монахини, послушницы, два священника - Василий Миронов и Борис Диков, несколько мирян. Всего в деле "по обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности руководителей и монашек Бекренев.ского монастыря" называются. 60 человек, - продолжает отец Филипп. - Конечно, если б наши изыскания начались раньше... Детальными воспоминаниями смогла поделиться только дочь священника Василия Миронова - ей сейчас за 90 лет, живёт в Украине, в Донецке. Василий Миронов получил 5 лет лагерей, вернулся, жил в Новочеркасске. Но спустя 2 года его снова арестовали и отправили в исправительно-трудовой лагерь уже на 10 лет, там он и умер... Она рассказала: "Звонил вечерний колокол, когда за папой пришли красноармейцы. Он уже ушёл на службу, меня послали за ним, а красноармейцы пошли за мной. Потом они вернулись и, видимо, в шутку, решив попугать, наставили на маму винтовку. Один красноармеец сделал вид, что начинает стрелять. Маму хватил удар, она потеряла сознание". Оправиться жена Миронова уже не смогла - стала нездоровой. Чтобы облегчить жизнь дочерям, а у Миронова было 3 дочери, она ушла от них. Они жили отдельно, говорили, что сироты, скрывали, что являются дочерьми священника. А ещё в памяти женщины осталось то, что в монастыре было очень много сирени, и этот запах преследует её всю жизнь.

Чудо в тюремном замке

Хозяйствовать по-монашески коммуне не удалось. Вскоре все угодья были заброшены, а все строения монастыря разобраны на кирпичи.

- Из них в хуторе Правда да и в Мариинской возвели коровники, свинарники, другие колхозные постройки. Из могильных плит с монастырского кладбища люди делали себе пороги. Правда, сейчас эти плиты несут к нам в храм, - говорит отец Филипп.

Это есть и конец бекреневской истории, разве только в 2004 году в Мариинскую приехал её уроженец Михаил Болдырев - человек уже в возрасте, москвич, одно время занимавший пост... замминистра сельского строительства СССР. И рассказал, что умирал от рака в московской клинике, когда задремал и вдруг явственно увидел Богородицу, которая произнесла, что он выздоровеет и успеет ещё многое сделать. И почему-то в этот же момент ему вспомнились история об утраченной иконе, остов монастыря, монахиня с мальчишками, бреднем ловящая рыбу... Ведь несколько сестёр всё же избежали ареста. Он быстро пошёл на поправку. А 13 августа 2004 года привёз в Мариинский храм новый список Козельщанской иконы, написанный по его заказу в московском храме. А ещё минувшей зимой внезапно обновилась старинная икона в храме при тюремном замке Константиновска - последний святой образ на донской земле, у которого молились отбывавшие по этапу бекреневские монахини.

В Мариинском храме на службе поминают их имена - Валериана, Митрофания, Алевтина, Нафанаила, Никодима, Сергия, Мария и др. Пережив ссылку и лагеря, они всё равно не имели права вернуться на родину. Как закончились их жизни, неизвестно.

- По-хорошему надо поставить на месте монастыря хотя бы памятный знак, привести в порядок кладбище, - говорит отец Филипп.

А ещё надо завершить реконструкцию Мариинского храма, хотя бы перекрыть нормальной крышей рушащийся храм Преображения Господня, зачастую именуемый по старинке храмом при тюремном замке. На всё это пока нет денег.

Виктория ГОЛОВКО

P.S.

Если вы хотите помочь, существует банковский счёт:

МПРО Свято-Никольский приход ст. Мариинской

Юго-Западный банк СБ РФ г. Ростов-на-Дону

р/с 40703810052160190001,

к/сч 30101810600000000602,

ИНН 6116009356,

БИК 046015602

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых