aif.ru counter
20

Кто ответит за базар

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 01/04/2009

Вещевые рынки доживают последние дни?

Расхожая фраза "кончай базар" сегодня приобретает буквальный смысл. Торговые ряды пустеют, вещи дорожают и исчезают вместе с продавцами. "Нас задавили гипермаркеты, налоги, а теперь ещё и этот кризис!" - единодушно ут.верж.дают они.

Ещё несколько лет назад утром выходного дня на рынке Темерник подобраться к приглянувшейся вещи можно было, разве что растолкав локтями толпу. Теперь дорога свободна. Редкие покупатели неспешно прогуливаются между вещевыми рядами, но примерять понравившиеся кофточки и джинсы не спешат. Выбирают подешевле и подобротнее.

- Заходите ко мне! Товар отменный, скидку дам! - тянет меня за рукав продавщица..

Я остановилась у её контейнера. Ассортимент не впечатляет. В конце концов взгляд задержался на симпатичной зелёной рубашке.

- И сколько она стоит? - указала я на понравившуюся вещь.

- Отдам за шестьсот рублей.

- Точно такую же я видела в магазине, но гораздо дешевле, - заметила я.

- У меня качество, - обижен.но защищала свой товар она. - Все вы так - накупите на распродажах дешёвок, а потом жалуетесь, что долго не носится.

Себе в убыток

Лукавство продавщицы понятно. Цена на рыночный товар формируется из отпуск.ной стоимости плюс доставка, плюс рыночные сборы и налоги, да и самим нужно вна.кладе не остаться. А тут ещё и покупателей нет.

- Так пусто у вас из-за кризиса? - спрашиваю у скучающего продавца Михаила.

- Да не только из-за кризиса, - грустно отвечает он. - Покупатели наши ушли в гипермаркеты. У них там скидки, распродажи, а мы этого себе позволить не можем. Иначе работаем себе в убыток.

- Намного сократилось число покупателей?

- Наполовину. Отсюда и прибыль наполовину меньше, а цены на закупку-доставку, аренду места всё растут. Как выживать дальше?

Не найдя ответа на этот вопрос, многие продавцы попросту ушли с рынка. Пустуют шапочные ряды, освободились места в секторе мехов и кожи. Более-менее неплохо обстоят дела только в секторе с дешёвым китайским трикотажем. Кризис кризисом, а без белья, носков и колготок не обойдёшься.

Немодно, зато надёжно

По наблюдению продавцов, изменились и покупательские требования к товару. Если раньше в первую очередь оценивали внешний вид вещи, то теперь обращают внимание на качество. Ботинки выбирают покрепче, а джинсы поплотнее. Модельная обувь и усыпанные стразами модные туфельки-односезонки и вовсе ушли в дальние углы выставочных стендов.

- За десять лет работы впервые весной нет продаж, - жалуется Марина. - У меня раньше реализатор стояла, а сейчас платить ей уже не могу. Сама за копейки работаю, и если так дальше пойдёт, за.крою точку. Что потом? Я учитель, но квалификацию потеряла. В школу уже не возьмут. Переучиваться? А двоих детей кормить кто будет? Муж-то - одно название. В общем, полная ж..., - не сдержала чувств Марина.

Согласна с её мнением и мастер ателье по ремонту одежды Наталья. Если ещё недавно к ней выстраивалась очередь из желающих подрезать новенькие джинсы, то теперь клиентов немного, да и те приходят подлатать старые.

В налоговой петле

Администрации рынков изо всех сил сопротивляются создавшейся ситуации - устанавливают световые табло с рекламой, вывешивают щиты, приводят в порядок помещения. Но...

- В этом году нам как никогда сложно, - рассказал в телефонной беседе генеральный директор ЗАО "Центральный рынок" Юрий Муковоз. - И сложно не только из-за оттока покупателей. Растёт курс валют, увеличились пошлины, и поставщики, которые не знают, что будет дальше, приостановили ввоз импорта. Оптовые рынки пустеют, и продавцам сейчас негде взять товар. Как результат - уменьшился и ассортимент. А наши производители не могут удовлетворить потребности покупателя, даже если они выпускают аналоги импортных товаров. Хоть по цене эта продукция и дешевле, но значительно уступает по качеству. При этом отечественные товары тоже будут дорожать, ведь растут тарифы ЖКХ, растут цены на сырьё и так далее. На местном уровне повлиять на ситуацию мы не можем. Единственный выход - создание нашим правительством условий для развития малого и среднего бизнеса. А пока происходит как раз наоборот. С первого января этого года нам в три с половиной раза повысили налоги. И теперь вся прибыль уходит на издержки. А нужно же развиваться, ставить оборудование, ремонтировать помещения. За какие деньги? Кредит мы не можем взять: слишком высоки процентные ставки. И арендную плату ещё раз повысить тоже не можем, иначе лишимся последнего - наших продавцов. Так что на сегодняшний день ситуация критическая. Остаётся только надеяться на действенные правительственные меры.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых