Примерное время чтения: 6 минут
487

Математик с душою клоуна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 18/02/2009

Должность этого человека звучит несколько суховато: заведующий кафедрой алгебры и дискретной математики Южного федерального университета. Так и представляется сухарь-учёный, все мысли которого отданы цифрам, теоремам и формулам...

Однако профессор Борис Штейн.берг против стереотипов: "Серьёзный учёный - это ужасно, учёный должен быть весёлым и несерьёзным". И это отнюдь не пустые слова: в свободное от работы время Борис Яковлевич занимается... клоунадой.

Каждый учитель должен быть артистом

- Только не надо писать обо мне как об экзотике, - предупреждает профессор Штейнберг. - Я отнюдь не уникален. Просто мы знаем людей как правило с одной стороны и забываем, что человек по своей природе многополярен. Один из лучших русских писателей - Антон Чехов был врачом, Александр Солженицын - выпускником физмата Ростовского университета, Андрей Вознесен.ский по образованию архитектор. Доктор химических наук Александр Бородин написал оперу "Князь Игорь", одну из лучших в русском искусстве. А Константин Станислав.ский, система которого стала классикой театра, на выставке в Париже получил медаль за изобретение золотоволочильного станка. Это нормально, когда человек не увлекается чем-то одним всю свою жизнь. Поэтому я не считаю, что человек с душою клоуна и головой математика - это что-то необыкновенное. К тому же я ещё и учитель. А каждый учитель должен быть артистом, иначе невозможно увлечь аудиторию. Конечно, я не показываю пантомиму и фокусы на лекциях, но знание управления вниманием очень помогает.

И правда, профессор Штейнберг - один из популярнейших преподавателей мехмата, соровский лауреат. Когда Ассоциация выпускников РГУ провела опрос "Ваш любимый преподаватель мехмата", имя Бориса Яковлевича называлось чаще других. А его кафедру для преддипломной практики уже много лет выбирают лучшие студенты факультета, круглые отличники..

- Что мне ближе - математика или клоунада? - удивляется Борис Яковлевич моему вопросу. - Ну скажите, вам что роднее - правая рука или левая? Это заблуждение - думать, что математика - сухая скучная наука, это безумно интересное творчество, игра, тоже своего рода искусство. В математике главное не теоремы, а рассуждения, ведь одну и ту же теорему можно по-разному доказать, и тут нужны изобретательность и оригинальность.

"В клоунаду влюбился в детстве..."

- В клоунаду я влюбился ещё в детстве, обожал Чарли Чаплина, - вспоминает профессор Штейнберг. - Но после школы пошёл по стопам деда-бухгалтера, любившего математические задачи, поступил на механико-математический факультет РГУ. А уже на 5-м курсе понял: хочу быть и клоуном тоже. Так я попал в студию пантомимы Геннадия Тростянецкого. А потом учился у замечательного артиста и режиссёра Юрия Попова, выпускника Щукин.ского училища. Мне повезло с учителями. Но и математику не бросал: сразу после окончания учёбы пошёл в аспирантуру. Свои первые деньги заработал пантомимой во Дворце культуры. С тех пор уже больше тридцати лет занимаюсь пантомимой (впрочем, столько же, сколько и математикой). Правда, в по.следние годы я больше клоун, чем мим: клоунада оказалась более востребованной. Пантомима ближе к драматиче.скому искусству, она гораздо сложнее и тоньше клоунады, требует особой концентрации внимания, показывать её в ресторане или на улице практически невозможно. Да и понять её может не каждый. Поэтому чаще меня можно встретить в костюме клоуна.

Выступаю на детских праздниках, днях рождения, просто на улице. Дети - самая благодарная и отзывчивая публика. Кстати, работать на улице гораздо сложнее, чем в театре или в цирке, куда люди приходят, ожидая увидеть там клоунов. На улице надо потрудиться, чтобы привлечь внимание. Некоторые проходят, не поднимая головы. А однажды я, будучи в костюме клоуна и в гриме, увидел на улице своего знакомого, с которым вместе учились в университете. Он сейчас известный журналист. Я бросился к нему, а он от меня шарахнулся: ему стало неловко, что его приятель смешит людей! А вот за границей люди открытее, не боятся улыбнуться клоуну. Когда наш театральный коллектив "Самокат" по приглашению бывшей землячки приехал в Великобританию, в Глазго, то за 20 дней мы дали там 28 выступлений! И все прошли на ура.

Жалею ли о том, что не стал профессиональным клоуном? Если честно, иногда я думал: вот решу проблемы в математике и с головой уйду в клоунаду. Но проблем оказалось так много, что я решаю их до сих пор.

Семейная традиция

Сыновья профессора Штейнберга, Олег и Роман, пошли по стопам отца: оба математики и клоуны. Основная специальность младшего сына - программист. А старший уже без пяти минут кандидат физико-математиче.ских наук, преподаёт дискретную математику на том же факультете, что и его отец. Так что совмещение математики и клоунады в семье Штейнбергов уже семейная традиция.

- Кстати, сын машину себе купил с заработков клоуна, - грустно улыбается Борис Яковлевич. - Как преподаватель вуза он бы в жизни на неё не накопил. А клоун за одно выступление получает столько, сколько преподаватель университета за месяц. Это трагедия нашей педагогии и науки: учитель на свою зарплату не живёт, а выживает.

Но они смешат людей не ради денег, а ради искусства. Это можно понять, увидев их выступления.

- Жалею об одном, - признаётся профессор Штейнберг. - После того как я стал заведовать кафедрой, у меня из-за административной рутины стало гораздо меньше времени на клоунаду, и теперь я не всегда принимаю приглашения где-то выступить. А ведь так хочется..

И тут же берёт со стола флэшку и просит меня подуть на его руку. Раскрывает ладонь - пусто. А флэшка оказывается за ухом профессора, откуда он извлекает её лёгким движением. Душа этого человека, утром - профессора физико-математических наук, вечером - клоуна, принадлежит искусству, редкому таланту пробуждать улыбки и делать людей счастливее. Хотя бы на какой-то миг...

Галина ТИМОФЕЕВА

Фото автора и из семейного архива Бориса ШТЕЙНБЕРГА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно