Примерное время чтения: 5 минут
163

Играющая в темноте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 24/12/2008

Стихли последние звуки оркестра, и солистка выходит на поклон. Она идёт осторожно, опираясь на руку музыканта, и смотрит куда-то поверх голов...

Девушка знает, что в зале аншлаг. Это слышно по овациям. Но она не знает, что ей аплодируют стоя. Просто не видит этого.

Двадцатипятилетняя Екатерина БЕСПАЛОВА, победительница многочисленных конкурсов, - скрипачка, слепая с рождения.

В классе она была чужой

Мама долго совещалась с отцом на кухне: "А может, всё-таки не стоит, трудно ей будет..." Но в итоге решились и записали маленькую Катю в музыкальную школу. Да, она не такая, как другие дети, но что ж теперь - дома всю жизнь сидеть? И вот они с дочкой уже у мастера, пришли забирать её первую скрипку. Девочке дают инструмент, закутанный в платок, а она даже не знает, что это. Робко касается его своими тонкими пальчиками. Он такой тёплый, а на ощупь ну совсем как фигурка человечка... Катя баюкает свёрток: "Глядите, у меня новая кукла!"

Но выяснилось, что её ждала не игра в дочки-матери, а совсем другая игра, неизвестная и утомительная. Поначалу пятилетняя Катя хныкала, долгие часы разучивая пьесы на слух. Но прошла пара лет - и девочка по-настоящему полюбила музыку, научившись чувствовать мелодию, моментально запоминая новые вариации. А потом объявили конкурс в музыкальный лицей для одарённых детей. "У Катюши должно получиться, надо попробовать!" - решили на семейном совете. Жюри было в растерянности: ребёнок играет отлично, но это всё-таки не интернат для незрячих, в группе ей будет сложно. Их опасения подтвердились: девочку приняли в лицей, но в классе она была чужой. "Дети меня сторонились. А я не понимала, за что они так", - вспоминает Катя. Но если одноклассники обходили её стороной, то педагоги относились как к обыкновенной ученице, не делая никаких поблажек. Особенно строгим был учитель скрипки, который мог и прикрикнуть, если видел, что она халтурит. Музыкой Катя занималась по четыре - шесть часов в день, а перед ответственными мероприятиями и все десять: "Бывало, весь день проводила на ногах. С утра встаёшь и сразу за скрипку хватаешься, а откладываешь её, только когда уже пора ложиться спать". Уже в двена.дцать лет Катя попала на Всероссийский конкурс исполнителей в Моск.ве. Все участники были взрослыми, на пять и даже на десять лет старше, но главный приз отвоевала маленькая слепая девочка. Уже тогда она точно знала, что поступать будет в консерваторию. "Безнадёжное это дело! Знаешь, как сложно скрипачам пробиться", - вздыхала мама, которая хотела дать дочери филологическое образование. Но отговаривать девочку было бесполезно. Она отдавала скрипке всё своё время, даже пропускала занятия, не связанные с музыкой, лишь бы порепетировать лишний часок. И снова десятки побед: Гран-при на конкурсе Подеревского в Польше, дипломы и премия на конкурсах Собитова в Уфе и Маршнера в Германии - всего не перечислишь... Около парты упёртой девчонки, не расстающейся со своей скрипкой, стали толпиться одноклассники. Расспрашивали про поездки, звали с собой на вечеринки, а однажды вытащили в поход. Оказалось, что Катерина умела играть и на гитаре. Она играла и пела так вдохновенно, будто видела звёздное небо и восторженные лица друзей, сидящих у костра..

Скрипка от Спивакова

Ещё студенткой консерватории она начала работать в филармонии, да не десятой скрипкой в правом ряду, а солисткой, выезжающей на гаст.роли. Когда была помладше, её везде сопровождала мама, но теперь Катя стала сама колесить с музыкантами по всему миру: ближнее зарубежье, Германия, Италия, Франция. "Столько путешествий! Мы были прямо как бременские музыканты из сказки. А в переездах, между прочим, самостоятельной была, никто со мной не возился. Разложу в купе вещи по порядку и без посторонней помощи могу всё найти", - объясняет Катя.

Юную ростовчанку заметили в Москве. Легендарный Спиваков вручил ей на сцене итальянскую скрипку, как одной из самых одарённых музыканток России: "Я не видела его, но мне кажется, у него улыбчивое лицо, ведь голос такой приятный. Ещё помню, что ладони были тёплыми, когда пожимал мне руку. А потом поцеловал в макушку". Чуть позже ей дал несколько индивидуальных уроков всемирно известный скрипач Захар Брон. Как раз накануне Катя заболела, подскочила температура, но она, конечно, пошла на занятия с маэстро: "У артистов так: если на ногах стоять можешь, иди работай". Мастер был скуп на похвалы, но, когда на следующий год снова прилетел в Россию, передал Кате персональный привет через знакомых музыкантов. "Запомнил меня. Значит, всё-таки неплохо играла", - краснеет девушка.

Сейчас она упорно готовится к очередному конкурсу в Казани. Обычно дома её не застать: то с друзьями на концерт умчалась, то на прогулку, но теперь снова "приросла" к скрипке. "Мне нужно только первое место. Конкурс намечается серьёзный, и если как следует постараюсь, кто знает, может, опять встречусь с маэстро", - улыбается скрипачка.

Анна ИВЧЕНКОВА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно