Примерное время чтения: 7 минут
226

Крутые виражи Лилии Собольковой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. aif 23/04/2008

"Поначалу человеку, севшему в раллийный автомобиль, кажется, что машина на такой скорости ни за что не впишется в поворот. Человек сжимается, он в ужасе, мозг вопит, что надо тормозить. А сидящий рядом тренер командует: газ держать", - рассказывает Лилия СОБОЛЬКОВА.

Но тут же добавляет, что постепенно сознание адаптируется к высоким скоростям. И на такие утверждения у Собольковой есть полное право.

Она единственная на Юге России женщина-пилот гоночного автомобиля. Да вдобавок занимается едва ли не сложнейшей разновидностью автоспорта - классическим ралли, требующим, чтобы пилот мастерски ездил и по асфальту, и по грунтовым дорогам, на большой скорости совершал виражи, резкие повороты и т.д. Женских соревнований в классическом ралли нет, так что Соболькова соперничает с мужчинами..

...Впрочем, и это лишь половина истории. Водить машину она научилась... в 30 с лишним лет. Все затраты, которых требует автоспорт (а они весьма солидны), несёт самостоятельно, много лет занимаясь бизнесом. Сейчас 42-летняя Лилия Соболькова - гендиректор единственной в Ростове компании, экспортирующей в Европу нефтепродукты. Занятость и хороший доход и толкнули её на необычный шаг. Домом, ребёнком и хозвопросами в семье Собольковых последние несколько лет занимается муж Лилии Андрей, ради этого бросивший работу.

- Что до моего теперешнего бизнеса... Дался он мне очень нелегко, это было дело, прежде неведомое. Тот же бензин был для меня чем-то абстрактным. А пришлось разбираться во всех тонкостях его производства, хранения, перевозки, определения качества...

То есть хрупкая молодая женщина, имеющая 3 красных диплома Ростовской консерватории, выбрала занятие тоже отнюдь не для слабого пола.

Гонки по жизни и по дорогам

- Вопрос, который мне часто задают: как я "встряла" в автоспорт? Мол, что побудило... Однозначного ответа нет. Но я прекрасно помню, что лет с 5 мне снилось, что еду за рулём. К 7 годам выучила значение всех дорожных знаков. Чем это обусловлено - загадка. Никто из родных ни к спорту, ни к автомобилям отношения никогда не имел. Мама - инженер-химик, папа - энергетик... Музыка, наверное, не была моим призванием, но занятия ею давались относительно легко. Я окончила училище, потом консерваторию одновременно по трём факультетам - фортепиано, вокала (у меня лирическое сопрано) и дирижёрства. Несколько лет работала в музыкальной школе. Но потом настали трудные 90-е, учителям платили копейки... Да ещё мне понадобились деньги на лечение: надорвалась, тягая на 5-й этаж, где мы с мужем снимали комнату в коммуналке, коляску с маленькой дочкой. Словом, мы с ним решили заняться коммерцией... Перепробовали многое. В итоге я попала на разъездную работу в фирму, продающую щебень и песок. Тогда мы с мужем и купили первую машину - бэушную "Ниву". После - старенький "Форд". И остановить меня было уже невозможно! Я моталась по карьерам по всему региону, покрыть в день более тысячи км (рассто.яние от Ростова до Москвы.- Авт.) было обычным делом...

А вот большим стимулом к занятиям автоспортом стала победа в любительской гонке, которая и была моим первым стартом. 2002 год, июнь. Известный московский автомобильный журнал объявил гонку "Пушечное ядро". Или, как она ещё называлась, автозабег "Москва - Сочи". Там, где дороги позволяли, я машину особенно не жалела - выжимала и 240, и 270 км в час. Приехала первой, сильно разочаровав организаторов, никак не ждавших, что выиграет немосквич да вдобавок единственная женщина...

В авариях виновата... карма

- Как родственники относятся к вашему участию в гонках?

- Мой папа до сих пор в шоке! Дочь, ей 16 лет, просит: "Мама, лучше б ты поехала в санаторий". Только муж понимает, насколько мне нравится ралли. Поэтому не отговаривает..

- Ваших родных понять тоже можно: гонки связаны с большим риском...

- Гоночная машина по.строена так, что максимально защищает пилота и штурмана, - там есть сделанный из труб каркас безопасности, ремни, шлемы, противопожарная система. Но вы правы. Могут быть удары такие, от которых не спасёт ничто... Каждый год в России гибнут 2-3 пилота. Прошлый год был вообще ужасным - что ни гонка, то смерть... Я боялась открывать Интернет... Перед глазами и другой пример. Мой нынешний тренер - известнейший московский гонщик, чемпион Европы Александр Потапов. 4 года назад на Чемпионате России он попал в страшную аварию: машина перевернулась 11 раз. Фактически от неё не осталось ничего, Александр сломал позвоночник, оказался прикованным к постели... Трагедия усугублялась тем, что у них с женой росли двое детей. Семья осталась без средств к существованию. Но он всё-таки вылечился, стал на ноги. На мой вопрос, в чём причина аварии, он на полном серьёзе ответил: "Карма". Кому-то это покажется нелепым, но многие автогонщики считают этот вид спорта кармическим.

Меня же однажды спасло действительно чудо. Машина улетела в обрыв и упала буквально в полуметре от огромной залитой бетоном ямы...

"На диване мой муж не лежит"

- Если называть вещи своими именами, в вашей семье домохозяйка - муж...

- Понимаю, как это вы.глядит со стороны. Но я считаю: бывают разные мужчины и разные женщины. И работать должен тот, у кого это лучше получается. Если в нашей семье это я, ну и ради Бога... На диване мой муж не лежит! Он в прошлом штурман дальнего плавания, потом работал в бизнесе не на по.следних должностях... Немалую часть домашней работы делаю и я - по выходным, по праздникам. И муж очень помогает мне с автоспортом - заказать нужные детали, найти особый бензин и т.д.

- По статистике, в России большинство руководителей сейчас составляют женщины. Вы же, мало того что вовлечены в ответственный бизнес, возглавляете компанию, ещё и занялись муж.ским видом спорта. У вас нет ощущения, что сильный и слабый пол потихоньку меняются местами?

- Слабый пол никогда не вытеснит сильный, если сильный сам этого не захочет. А то, что мужчины стали позволять себе давать слабину, - очевидно. И дело даже не в характере... На мой взгляд, сила и слабость человека измеряются умением держать удар. Будь то удар судьбы, моральное, материальное потрясения... В бизнесе, которым я занимаюсь, много мужчин. И результаты моих наблюдений за тем, как тот или иной человек держит удар, неутешительны.

Взрослые здоровые дядьки в той или иной стрессовой ситуации расползаются, как гнилые тряпки. Появилось какое-то массовое поветрие: у него депрессия... Женщины же более жизнестойки, умеют мобилизоваться. Но, разумеется, мои претензии относятся далеко не ко всем мужчинам. (Улыбается). Это не массовый падёж.

"Увлечение экстримом - болезнь"

- Если ваша дочь заявит, что она намерена заниматься автомобильными гонками, вы её поддержите?

- Вы знаете, несколько лет назад я решила прокатить её в своей "боевой" машине - на тот момент "восьмёрке". И через несколько минут она начала криком кричать: "Мама, не надо, выпусти меня!" Поэтому не думаю, что она когда-либо загорится автоспортом. А навязывать ей это ни в коем случае не буду. Говорят же, что увлечение экстримом - это болезнь, в моём случае выражающаяся в навязчивом желании научиться виртуозно управлять машиной.

Виктория ГОЛОВКО

Фото из архива Л. Собольковой

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно