39

Нужен ли "Панамский канал" ЮФО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. aif 31/10/2007

Вхождение России в число ведущих экспортёров углеводородного сырья породило множество внутригосударственных проблем, одна из которых - поиск экономически выгодных, социально, политически и экологически оправданных путей доставки сырья странам - потребителям энергоносителей.

В связи с этим многократно возросла роль субъектов Федерации, располагающих речными коммуникациями, имеющими выход в Мировой океан. На юге европейской части страны первостепенная роль отводится Ростовской области. Благодаря Волго-Донскому судоходному каналу (ВДСК) она превратилась в важнейшее связующее звено между прикаспийскими нефте- и газодобывающими странами и странами Европейско-Азиатского сектора - импортёрами нефти и газа. На современном этапе пропускная способность канала приблизилась к проектной мощности - 11 млн т. По мнению специалистов, к 2015 году объём грузопоставок увеличится до 30 млн тонн, половину из которых составят нефть и нефтепродукты, отгружаемые прикаспийскими странами. Сложившаяся ситуация заставляет искать способы увеличения пропуск.ной способности внутренних водных путей.

Администрация Ростов.ской области, ссылаясь на послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ, настаивает на реализации проекта строительства второй ветки ВДСК с одновременной модернизацией ныне действующих гидротехнических сооружений. Аргументы в пользу такого решения озвучил недавно губернатор нашей области В.Ф. Чуб в "Российской газете" N 230 от 16.10.2007. По мнению автора статьи, строительство второй ветки ВДСК решит весь требуемый комплекс общегосударственных задач при соблюдении социально-экономических и экологических интересов региона. Ориентировочная стоимость строительства оценивается в 60 млрд рублей.

"Проект Евразия"

Некоторые заинтересованные организации, в частности ОАО "Ленморниипроект", придерживаются другой точки зрения. Специалисты этой организации настаивают на строительстве канала Каспий - Азовское (Чёрное) море. Концепция этого проекта, получившего название "Проект Евразия", вынесена сегодня на широкое обсуждение. Как заявляют авторы проекта, "цель концепции... заключается в формировании у правительств России и Ставропольского края понимания масштабов проекта". Утверждается, что по техническим решениям канал "Евразия" станет аналогом Панамского канала. Он будет на 300 км короче второй ветки ВДСК, обеспечит проход судов грузоподъёмностью 8 - 10 тыс. тонн, а в перспективе - океанских транспортных средств. Более того, даются гарантии заполнения канала пресной водой, 100%-ного сбережения этой воды благодаря строительству шлюзов нового типа и снижению капитальных затрат по сравнению с затратами на строительство второй ветки ВДСК.

Внешне "Проект Евразия" выглядит более чем привлекательно. Однако привлекательность мгновенно исчезает при знакомстве с предлагаемыми вариантами проекта. Так, в варианте 1 предполагается прокладка канала по трассе г. Азов - х. Казачий - Весёловское - Пролетарское (оз. Маныч-Гудило) - Чограй.ское водохранилище - р. Кума - Кизлярский залив Каспий.ского моря. По варианту 2 планируются прокладка второй ветки канала севернее преду.смотренной вариантом 1, строительство обводного канала от г. Азова к Чёрному морю, отказ от сбережения пресной воды и пе.рекрытие Керчен.ского проли.ва. глухой дамбой с судо.про.пуск.ным отверстием и разводным мостом для украинских судов.

Трагические последствия альтернативы

Нетрудно заметить, что авторы концепции вообще не представляют себе ситуацию, сложившуюся в регионах, по которым они планируют проложить трассу аналога Панамского канала. Во-первых, мест.ный сток рек в р. Маныч и в водохранилища Манычской группы характеризуется повышенной солёностью, а солёность воды оз. Маныч-Гудило выше океанической. Очевидно, что заполнение канала пресной водой вообще невозможно. Не случайно в варианте 2 строители "Панамского канала" настаивают на перехвате стока всех рек Азов.ского моря и переброске его по каналу в Каспий. Судьба Азовского моря проектировщиков не волнует. А что получат жители субъектов Федерации? Ответ ясен. Дагестанцы - потерю осетровых пастбищ, калмыки - прогрессирующее засоление почв, население Ростовской области - исчезновение особо .охраняемых территорий (часть заповедника "Ростовский", водно-болотные угодья международного значения и участок "Дельта Дона" недавно созданного природного парка "Донской"), усугубление вододефицита, засоление почв, ломку сложившейся инфраструктуры поливного земледелия. То же самое ожидает и жителей Ставрополья и Краснодарского края. Все вместе потеряют Азовское море. Если к стоимости строительства канала "Евразия" (140 млрд руб) прибавить стоимость социально-экономического и экологического ущерба, то преимущество проекта модификации ВДСК неоспоримо. Это и объясняет странность заявления создателей концепции "Проекта Евразия": "Во.просы охраны окружающей среды, модельные исследования, оценки социально-экономических последствий, определение эффективности капиталовложений и вопросы финансирования не входят в объём проектных работ".

О.А. Бессонов,

доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоэкологии и прикладной геохимии ЮФУ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно