Жизнь продолжается. Как работают слепые люди на донском заводе

Завод "Электросвет" / Из архива

13 ноября во всём мире отмечается День слепых. Каждый год памятная дата привлекает внимание общества к тем, кто потерял зрение и видит мир только сердцем. В России число незрячих и слабовидящих превышает 200 тысяч человек. Некоторые из них сдались, приняв слепоту как точку невозврата, а другие не опустили руки и продолжили работать, строить семьи, жить.

   
   

Rostov.aif.ru поговорил с директором батайского завода «Электросвет» Олегом Синегубовым, который рассказал о том, как сегодня живут слепые дончане.

Артели слепых

Всероссийское общество слепых (ВОС) основали в 1925 году – после Первой мировой войны и Октябрьской революции. Ожесточённые боевые действия значительно увеличили число инвалидов в СССР, и многие из них оказалось не у дел. Если мужчины без конечностей могли устраиваться счетоводами, бухгалтерами или управленцами, то у незрячих практически не было выбора.

Тогда в Советском Союзе стали появляться специальные мастерские или же «артели слепых». Их работники производили щетинощёточные изделия, плели рыболовные сети, авоськи и так далее.

Далее была беспощадная Вторая мировая война: тысячи разрушенных поселений, миллионы убитых и новые инвалиды. Примечательно, что в послевоенный период государство находило возможность заботиться о людях, которые положили своё здоровье на алтарь победы.

Надёжный поставщик

Так, в 1946 году ВОС основало батайский «Электросвет» – завод по производству жгутов автопроводов с филиалами в Новочеркасске и Новошахтинске. До распада СССР здесь работали более 700 человек, больше половины из которых были инвалидами. При этом продукция донского предприятия поставлялась абсолютно на все автозаводы и фабрики сельхозмашиностроения Советского союза. Сейчас завод активно сотрудничает с «Ростсельмашем» и имеет статус надёжного поставщика.

После 1991 года началась законодательная неразбериха и приватизация, а отлаженная система поддержки инвалидов приказала долго жить. Тем не менее батайский завод выстоял, правда, сегодня в его штат входят уже не более 50 сотрудников. С вступлением в силу Налогового кодекса в 2008 году, предприятие потеряло право претендовать на льготы по налогам и НДФЛ, и теперь работает на общих основаниях.

«Мы радикально отличаемся от любого коммерческого предприятия. Если у обычного завода на первом месте стоит извлечение максимальной прибыли, то у нас – трудоустройство инвалидов и их реабилитация, а уже потом зарабатывание денег», – рассказывает Олег Синегубов.

   
   

Личная трагедия

До своей нынешней работы предприниматель занимался оптовыми поставками разной продукции в Ростовскую область. Объемы были впечатляющие – через него проходили целые поезда. Но в 2004 году случилось страшное – Олег Синегубов ослеп. Про прибыльный бизнес пришлось забыть.

«Полгода не мог прийти в себя, мне тогда было 38 лет, ещё жить да жить. Всякие мысли были нехорошие… А потом меня отправили в реабилитационный центр для слепых в Волоколамске. Там банально учат пуговки пришивать, с тростью ходить, ориентироваться в пространстве, но больше всего там врачуют мозги. Я приехал, сам себя жалея, ах, какой я разнесчастный. А потом увидел много людей, у которых ситуация была еще хуже. Как-то привезли 32-летнего слепоглухонемого парня, который мог общаться только тактильно. И я тогда понял, что человеческому горю, как и счастью, нет предела», – рассказал Синегубов.

После реабилитационного центра он устроился в новочеркасское отделение «Электросвета», пять лет проработал там, а потом пошёл на повышение. За четыре года новоиспеченному директору удалось увеличить годовой объем выпуска продукции с 8,4 до 95 млн рублей.

Многие россияне не понимают проблем инвалидов и думают, раз слепые получают государственную пенсию, то пусть не выходят из дома. А как быть молодым людям, которые за исключением глаз полностью здоровы? Они хотят работать, создать семью, быть полезными обществу. У некоторых незрячих есть поговорка: «Я уже три дивана износил». Всё потому, что лежат дома и ни с кем не общаются. Отсюда возникают проблемы с алкоголем и возрастает возможность суицида. Если человек - инвалид, это ещё не значит, что он выброшен на обочину жизни.

Так, на новошахтинский участок устроилась глухонемая девушка Снежана. На первых порах она усердно трудилась, но из-за нехватки опыта часто ошибалась. Матёрые работники завода стали её потихоньку «клевать» за это. Позже девушка вступила в интернет-переписку с глухонемым парнем из другого региона и пригласила к себе. В итоге он остался на Дону – молодые сыграли свадьбу и теперь работают вместе. Старшие сотрудники теперь не подначивают девушку, ведь у неё появился защитник.

Когда государство стало развивать социальные выплаты, инвалиды первой группы стали более инертны. В 10-х годах они стали уходить с предприятий, а молодёжь сориентировалась на получение высшего образования. Причём студенты оканчивают ВУЗы и потом не могут найти работу, потому что проигрывают конкуренцию здоровым выпускникам. В связи с этим средний возраст сотрудников батайского завода превышает 50 лет.

Думать о других 

Синегубов признаётся, что слепой человек менее эффективен на производстве, нежели здоровый. Банально, если разбросать мелочь по столу, то быстрее справится последний. В цеху происходит то же самое. Существуют жгуты до восьми метров, которые включают 200 проводов. Все они должны быть разложены и одеты в колодочку сообразно чертежам. Часто такая работа покажется сложной и для здорового человека.

К тому же слепым нужны леера (по типу направляющих перил), специальное освещение и ориентиры для ног на полу. Всё это стоит денег. Более того, по законодательству РФ инвалиды работают на час меньше и ходят в удлинённый отпуск. В общем, нанять здоровых сотрудников выгоднее, но руководство завода такой вариант вообще не рассматривает. Дать возможность инвалидам реализовать себя – высшая цель. На предприятие берут не только слепых и глухонемых, но и людей с ментальными расстройствами.

«Когда начинаешь думать не о себе, а о ком-то другом, то свои болячки вроде как уходят. Тогда ты понимаешь, что не нужно париться и сокрушаться – оно того не стоит. Как только приходит это осознание, и ты уже понимаешь, что на всё воля божья. И теперь твоя задача – справиться и дальше шлёпать по жизни и думать о тех, кому может понадобиться твоя помощь», – отметил Синегубов.