В июле исполнилось 120 лет со дня смерти Антона Павловича Чехова. Мы приехали на малую родину писателя — в Таганрог. Отправились на старое городское кладбище, чтобы найти могилы его родных и понять, кто и как за ними ухаживает.
Вместо этого Rostov.aif.ru открыл мир, который на современном языке можно назвать вселенной Антона Чехова. Это могилы людей из его окружения, некоторые стали прототипами его героев.
«Кладбище красиво, но обкрадено»
По обе стороны широкой аллеи — кресты и памятники, старинные склепы. По этой аллее хаживал сам Антон Павлович и его герои. Вот, недалеко от главного входа в некрополь — усыпальница Филиппа Дмитриевича Котопули. Роскошный, из итальянского мрамора этот памятник в виде часовни со скульптурой скорбящего ангела наверху Чехов описывает в рассказе «Ионыч», склеп оперной дивы Деметти.
«У этого рассказа есть историческая основа, — говорит смотритель старого городского кладбища Елена Алексеенко. — Во времена Антона Павловича в Таганроге гастролировали, фактически жили артисты итальянской оперы. Дирижёр и хормейстер Гаэтано Молла прибыл в наш город с итальянской оперной труппой, влюбился в местную девушку, женился, у пары родился сын Валериан, которого знал Антон Чехов».Сегодня склеп по-прежнему величествен, но уже не так раскошен и великолепен. Время не пощадило и некогда роскошный коррарский мрамор. Между прочим, упадок старого кладбища начался не в последние десятилетия и даже не в советскую эпоху, а ещё при Чехове. Так, в далёком 1884 году в одном из писем к сестре Марии будущий всемирно известный писатель отмечал: «Кладбище красиво, но обкрадено...»
Лихие люди искали, чтобы такое спереть и на могилах богатых таганрожцев (семей Алфераки, Варвацции и др.), и в храме Всех святых, к которому приводит главная кладбищенская аллея.
«В этом году Всесвятский храм отметил 200-летие со дня освящения. Это одно из немногих сооружений в Таганроге, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде», — добавляет смотритель.
Склеп и храм — не единственное, что напоминает об Антоне Павловиче. Рядом с церковью чугунная надгробная плита: под ней покоился брат священника Михаила Орловского, который крестил Антона Чехова.
Если пройти влево от храма, то можно прийти к могилам сразу двух прототипов чеховских героев. Первый — инспектор мужской гимназии Александр Фёдорович Дьяконов («Человек в футляре»). Стараниями историка Павла Петровича Фелевского (его похоронили в другой части кладбища) на могиле Дьяконова появился роскошный для того времени памятник.
Второй прототип — купец Кобылин. Могилы его семьи находятся в старообрядческой части кладбища. Есть версия, что Иван Евстратьевич Кобылин, человек социально активный и состоятельный (неоднократно избирался в качестве гласного городской думы), повлиял на идею рассказа «Лошадиная фамилия» и создание образа Овсова.
«Памятники (четы) Кобылиных выполнены в виде цельнокаменных саркофагов. Несколько лет назад они были повалены, участок неблагоустроен. Но добрые люди привели всё это в порядок», — рассказывает Елена Алексеенко.
По её словам, деньги на восстановление памятников, благоустройство территории практически не выделяются. В основном, работы проводятся за счёт энтузиастов, предприятий и на средства грантов. Иногда работников кладбища выручают школьники и студенты. Но сейчас каникулы, они разъехались, рабочих рук не хватает.— Мы разработали проект по консервации десяти памятников и сейчас его реализуем. Деньги символические. Но это лучше, чем ничего, — признаёт Елена Александровна.
— Эти памятники имеют отношение к Антону Чехову?
— Знаете, в Таганроге многое так или иначе имеет отношение к Чехову. Он жил среди этих людей. Общался с ними. Творил. Это известные в городе семьи.
— А могилы родных Чехова есть на кладбище?
— Мы исследовали около 200 могил. Среди них немало людей из окружения Антона Павловича, но прямых указаний на родство с ним мы не обнаружили. Поиски продолжаются.
Тропинка привела нас к аккуратной могилке советского времени. Железный памятник радовал почти свежей краской. Небольшой, но чистый участок приятно удивлял отсутствием сорняков. На могиле почти новые искусственные цветы. На табличке выгравировано: Николай Никитович Чехов. Он похоронен здесь 75 лет назад. Однофамилец.
«Чеховы не рассказывают, где в Таганроге похоронены их родственники. В частности, родные по материнской линии (Антона Павловича) — бабушка, дядя Ваня и тётя Фрося. Никто в городе не знает ничего об этих могилах», — говорит экскурсовод Игорь Пащенко.
«Митрофан Чехов похоронен при храме»
Об этом говорят сразу несколько таганрогских экскурсоводов со ссылкой на официальные документы. Так, по словам Елены Алексеенко, речь о ближайшем родственнике Антона Павловича — дяде Митрофане Егоровиче, который был церковным старостой и жертвователем, потому и удостоился высокой чести — захоронения под оградой храма святого архангела Михаила. Эта церковь относится к утраченным православным храмам Таганрога.
«На цокольном фундаменте с использованием оставшейся части колокольни построили Таганрогский молочный завод,который сам по себе является памятником конструктивизма, — поясняет Алексеенко. — Церковная ограда в готическом стиле передана в музей «Градостроительство и быт города Таганрога». А что случилось с захоронениями, неизвестно. По нашим данным, эксгумация не производилась. Возможно, останки Митрофана Егоровича и сейчас находятся где-нибудь под фундаментом молокозавода».О большом значении Митрофана Чехова для Таганрога ещё в 1929 году писал младший брат Антона Павловича — Михаил Павлович в книге «Вокруг Чехова: встречи и впечатления»: «...То, что делал дядя Митрофан, было, прежде всего, благотворительством. Он был и гласным, и церковным старостой, и создателем Таганрогского благотворительного братства, имевшего целью помочь бедным. Его дом всегда был доступен для бедняков; в день его именин ворота этого дома раскрывались настежь».
Этот дом сохранился до наших дней. Он расположен на углу улицы Розы Люксембург и переулка Донского.
Дома братьев Чеховых находились на одном участке, которым владел их отец. Павел Егорович построил этот дом, но влез в долги и вынужден был перебраться в Москву. Антон несколько лет жил в нём, написал свои первые рассказы и пьесу, помогал семье. Говорят, что в этом доме родился писатель Чехов. Сейчас это здание — часть чеховского музея-заповедника. А одноэтажным домом по адресу: пер. Донской, 2, с наглухо закрытыми деревянными ставнями, в котором некогда жил Митрофан Егорович, сейчас владеет его праправнук Дмитрий Михайлович Чехов.
«Я не люблю пиариться»
О Дмитрии Михайловиче известно, что он окончил Таганрогский радиотехнический институт им. В. Калмыкова по специальности «инженер-системотехник». Работал в научно-исследовательском институте многопроцессорных вычислительных систем, поступил в аспирантуру. На волне перестройки, когда многие пошли в бизнес, создал кооператив. Но дефолт и его последствия оказались разорительными для предпринимателя. В лихие 90-е годы праправнучатый племянник Антона Павловича был грузчиком, пекарем, таксистом, работником вневедомственной охраны, водителем-дальнобойщиком. Гордится тем, что имеет все водительские категории, объездил с грузами и пассажирами юг России. Затем вернулся в Таганрог. Работал в научно-конструкторском бюро моделирующих и управляющих систем радиотехнического института, который вошёл в структуру Южного федерального университета. Работал инженером в отделе материально-технического снабжения, был специалистом. У Дмитрия Михайловича есть сын Пётр.
В разговоре Дмитрий Чехов немногословен: «Извините, я неважно себя чувствую. И я не люблю пиариться».
Далее связь прервалась. Нам так и не удалось узнать, почему они держат втайне захоронения родных и как он — прямой потомок Чеховых — намерен распорядиться «домом дедушки», как называют в Таганроге дом Митрофана Егоровича.
Кстати
Старое кладбище существует в Таганроге с конца XVIII века. Самая старая плита здесь датирована 1796 годом. Территория превышает 20 гектаров. В общей сложности, последний приют здесь нашли более 280 тысяч человек. Территория старого городского кладбища — объект культурного наследия.