Вперёд, в прошлое. Кто такие реконструкторы и во что они играют

Дмитрий Янов (первый слева) уверен, что реконструкция – это сохранение памяти. © / Дмитрий Янов / Из архива

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это про историческую реконструкцию. Можно прочитать о событии в учебнике или разных книгах, посмотреть кино, но реконструкция даёт возможность в прямом смысле слова увидеть историю своими глазами.

   
   

Кто же они, эти реконструкторы – увлечённые историей энтузиасты или взрослые, которые не наигрались и в душе остались детьми?

Руководитель военно-исторического клуба «Станица Аксайская» Дмитрий Янов уверен: историческая реконструкция – это серьёзно.

Игра в казаков?

Непосвящённый зритель может подумать, что переместился на машине времени: с такой яростью и искренностью идёт сражение, когда сабли звенят, а поле битвы заволакивает дым от пушечных выстрелов.

«Историческая реконструкция – это сохранение памяти о своих корнях», – говорит Дмитрий Янов.

В последние годы реконструкторов можно встретить на большинстве крупных фестивалей. Это люди, которые изображают какое-либо историческое событие или эпоху, при этом они одеты в достоверные костюмы этого периода с точностью до десятилетия. Яркие, красивые наряды, зрелищные постановки неизменно привлекают внимание зрителей.

Участвуют в исторической реконструкции не актёры, а обычные люди, для которых это любимое хобби, дело жизни, но не основная работа.

   
   

Факт
Первая шашка в Российской империи была создана только в 1834 году и называлась шашкой азиатского образца для Нижегородского драгунского полка. Казачья шашка для нижних чинов появилась только в 1838 году.
Реконструкторы тщательно изучают историю, обычаи, одежду, быт определённого исторического периода. «Нужно знать матчасть», – шутит Дмитрий.

Каждый военно-исторический клуб изучает определённую эпоху вплоть до десятилетия. ВИК «Станица Аксайская» специализируется на рубеже XVI–XVII веков, это период так называемой казачьей вольницы и Первой мировой войны.

Для реконструкций выбирают самые яркие, ключевые моменты в истории, например, воссоздание известного сражения. Чтобы постановка была максимально достоверной, читают исторические труды, беседуют с сотрудниками музеев, изучают архивы.

Сцена реконструкции может длиться от десятков минут до нескольких часов (с перемещениями, маршами и маневрами), а подготовка к ней занимает месяцы, а иногда и целый год.

Важна каждая деталь

В костюме тоже важна каждая деталь: качество и цвет ткани, даже фурнитура.

У «Станицы Аксайской» костюмы конца XVI – начала XVIII веков, это период до восстания Кондратия Булавина.

«Изменения в казачьей справе пошли уже после вливания в царство Московское», – отмечает Дмитрий Янов.

Одежда у казаков была удобной и практичной, она походила на черкесскую и калмыцкую. Турецкое платье тоже было по нраву. А к концу XVII века у донских старшин вошла в моду справа на польский манер.

«Казаки занимались военным промыслом, поэтому наряду с зипунами у них были популярны сермяги. Это важно: сермяги застёгивались изнутри на крючки, на груди не было фурнитуры, за которую можно зацепиться во время боя», – рассказывает Дмитрий.

Ещё в этот период носили широкие штаны, нательные рубахи и кожаные сапоги. Пояс перетягивал широкий турецкий кушак, а оружие и снаряжение крепились с помощью поясных и плечевых ремней.

«Большинство казаков носили домотканную одежду, цветные суконные вещи могли себе позволить только люди состоятельные: атаманы, старшины. Мы представляем Нижний Дон, здесь казаки традиционно жили более зажиточно, поэтому можем себе позволить носить цветные сермяги», – улыбается руководитель военно-исторического клуба.

Оружие у реконструкторов тоже аутентичное. У каждого участника клуба есть сабли венгерско-польского или турецкого образца. Есть и пушки малого калибра. Их делали сами, практически на коленке. Рисунки изучали по архивам, заказывали детали мастерам-токарям, а потом собирали.

Раньше такие пушки во время реконструкций производили холостые выстрелы с использованием традиционной техники, но с 1 июля этого года на такой вид потешного оружия установлены ограничения.

«И сейчас бахаем, конечно, но уже не исторично, используем пиротехнические средства, – признаётся Дмитрий. – Наша главная задача: сохранение памяти о казачьей истории, её героях. И, думаю, у нас это получается. На фестивалях, форумах к нам всегда подходят люди, интересуются, почему у нас такая одежда, оружие, расспрашивают о деталях. Многие не знают, к примеру, что форма, как в фильме «Тихий Дон», у казаков появилась уже в XX веке, а раньше была совсем другая казачья справа. Да и само понятие Всевеликое войско Донское появилось только 3 (16) мая 1918 года, на Круге Спасения Дона».

Семейное дело

Кстати, интересно, что на казачьей форме периода Гражданской войны (её участники «Станицы Аксайской» воссоздавали также тщательно, опираясь на исторические документы) на рукаве есть нашивка в виде буквы V.

Многие считают, что это отсылка к специальной военной операции, которая проходит сейчас на Украине, что так реконструкторы выражают свою поддержку военнослужащим.

«Это, конечно, тоже верно, но буква V на форме казаков была исторически, её носили во время Вёшенского восстания, которое было весной 1919 года, – рассказывает Дмитрий Янов. – V означало Vita, то есть жизнь». Военно-исторический клуб «Станица Аксайская» создан ровно десять лет назад, именно тогда сформировался коллектив единомышленников, искренне увлечённых историей донского края и казачества. За это время сформировался костяк постоянных участников, символично, что их тоже 10.

За 10 лет существования клуб приобрёл известность, участвует во многих культурных, этнографических фестивалях. В этом году принимали участие в торжествах, посвящённых 350-летию со дня рождения Петра I, в Азове и Старочеркасске, в иммерсивном фестивале «Гуляй-поле», посвящённом 450-летию битвы у села Молоди, воссоздании Второго ледяного похода, фестивале «Русское лето» в Воронеже, а недавно, на праздник Покров, провели небольшую реконструкцию из быта донских казачьих городков на мероприятиях в честь Дня казачьей славы.

Средний возраст участников клуба – от 30 до 50 лет. Люди взрослые, которые занимаются исторической реконструкцией сознательно, понимая, как это нужно делать и зачем это нужно в принципе. А самому юному участнику Феофану (сыну Дмитрия) – 14 лет. Он участвует в реконструкциях с семилетнего возраста и, конечно, всегда привлекает внимание зрителей.

«Мы его никогда не заставляли этим заниматься, ему самому интересно. Сейчас уже начал тянуться к историческим книгам, заинтересовался всерьёз», – говорит отец.

Входят в состав клуба и супруга Дмитрия, и его брат, и старшая дочь. Вот такой семейный подряд. Это и не удивительно: Яновы – родовые казаки, интерес к донской истории у них в крови.

«Начиная с XVII века, на Дону известны два старшинских рода Яновых, один имеет греческие корни, другой – польские. Мы относимся к греческой ветви, чем и гордимся. Продолжаем собирать материалы о Яновых и других родах, с которыми они были в родстве, – говорит Дмитрий. – Те Яновы были выдающимися казаками, героями, а мы обычные люди. Но наши славные предки достойны, чтобы о них и их подвигах по­мнили».

Всё повторяется

«Интересно, как жили люди, почему они поступали так, а не иначе. Мы пытаемся в этом разобраться. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». По-моему, это очень верно. Посмотрите, ведь сейчас происходит то же самое, что и 300 лет назад», – говорит Дмитрий.

Даже места в новостных сводках звучат те же, что в исторических сводках начала VIII века, говорит он. Тогда казаки Кондратия Булавина столкнулись со слободским полком изюмского полковника Шидловского в районе современных городов Бахмут и Изюм, на границе Харьковской и Луганской областей, не поделив доходы от стоявших там солеварен. Из-за того спора в итоге началось знаменитое Булавинское восстание.

Изюмские казаки начали боевые действия с ведома гетмана Мазепы, который, по сути, был первым украинским националистом.

«И сейчас снова казаки столкнулись с последователями Мазепы и отстаивают свою территорию. Ведь станица Луганская, к примеру, исконно была территорией войска Донского, и сейчас она вернулась на родину», – считает Дмитрий.

С одной стороны, историческая реконструкция – это искусство, творчество. С другой – от исторических параллелей сложно уйти. Особенно, сейчас, когда ведётся специальная военная операция. Реконструкторы, как и все мужчины, сейчас понимают, что в любой момент могут быть мобилизованы и тогда уже сами станут участниками исторических событий.