В детстве лето я проводила под станицей Егорлыкской, в народе ещё называли по-старинке Атаман. Там на речке Егорлычке среди баштанов и бескрайних степей я пасла коров, воровала с пацанвой соседские яблоки и... набиралась местных словечек.
К концу лета, вернувшись домой, я смачно гэкала, корзину называла сапеткой, скотный двор базом, а девку деукой. На возвращение с казачьего языка к русскому уходило пару недель, но зато, когда в старших классах мы начали читать «Тихий Дон», никто не умел так, как я, процитировать речь героев.
От татар к московитам
Несколько лет назад мне посчастливилось раздобыть «Толковый казачий словарь» Вячеслава Ремчукова. Словарь небольшой, всего четыре тысячи слов. Но в нём есть жизнь – чувствуется, что составитель не только знает материал, но и сам, выросший в донском хуторе, может свободно гутарить.
Если вернуться к истории, то, как написано в предисловии словаря, истоки донского говора лежат в старославянском языке, что роднит его с близкими русским, украинским и белорусским языками. А само слово «казаки» пришло к нам из тюркского. Казаками в Золотой Орде называли вспомогательные отряды из славянских и татарских кочевых племён Подонья. Они были организованы по принципу «вооружённого народа» и помогали монгольским ханам поддерживать порядок в Орде.
Казачьи славянские отряды (станицы) несли пограничную и охранную службы совместно с татарами, которые и оказали большое влияние на язык и быт станичников.
В период распада Золотой Орды донские станицы оказались не у дел. Казаки ушли в пределы Московского государства, которое охотно использовало их для обороны своих рубежей. А земля донская надолго превратилась в Дикое поле, где время от времени встречались боевые отряды ордынцев и казачьи разъезды.
«Поощряемые Иваном Грозным, в XVI веке донские станицы стали возвращаться на Дон и его притоки, постепенно создавая буферную зону между вассалами могущественной Османской империи и Московским государством, – сказано в предисловии. – Станичники приносили с собой на родину особенности разговорной речи тех русских провинций, где они жили почти полтора века. Эти особенности, а также более ранний тюркский элемент накладывались на исконные диалекты протославянских племён Подонья, формируя казачий гутор...»
Не грызите арбузные шляпки
В предисловии к словарю подчёркивается, что популяризация донского говора – основная задача данного издания. Если в затейливых оборотах казачьей речи читателю почудится мятежная душа вольного степного народа, то автор будет считать свою миссию выполненной.
И вот мы открываем словарь. И вместе с ним открываются новые, очень неожиданные даже для жителей Дона вещи.
Вот, к примеру, обманщик: человек с чёрной душой у казаков назывался аманат. А бесёнок – анчутка. Приплюснутый арбуз с вогнутой жопкой имел женский род и звался арбузихой. И по поверью стариков молодому неженатому казаку выгрызать арбузные шляпки было нельзя – невеста губатая будет. Знали бы наши предки, какие невесты теперь в моде!
Или вот слово «банить». Каждый пользователь интернета знает, что забанить – это заблокировать, отправить в бан. А у наших предков банить – это мыть или купать. И моя бабушка только так и говорила: «Пришла с базу, побань руки!» Казаки – народ чистоплотный.
Как, впрочем, и нарядный. У многих казачек были безелики – жемчужные браслеты. Их ещё называли кубелеки, чуреки. Эти украшения свидетельствуют о сильном татарском влиянии на казачью культуру. Из той же серии верхняя одежда на меху – чекмень, бекеша. Которую носили и достойные казаки, и белендрясы – бездельники, шалуны, орясины. Такие по большей части шалындались по хуторам и от безделия сбочь дороги сбивали бздюхи.
Бздюха – это зрелый гриб-дождевик, а в некоторых районах так называли жука-вонючку... Неожиданно, правда?
Листая этот словарь, словно возвращаешься в детство: что-то узнаешь сразу, о чём-то догадываешься, а чему-то удивляешься. Но даже если у вас нет такого издания, можно составить своё. Взять блокнот, ручку, сесть гуртом и вспомнить, как гутарили ваши родные ещё полвека назад. Записать слова из прошлого, а после передать эти записи детям. Только так и создаются семейные истории и история страны...