«Страшные дни». Как на Дону берегут память о погибших в авиакатастрофе

Ирина Малина / АиФ

20 лет назад, 24 августа 2004 года, в небе над Ростовской областью произошел теракт. Смертница взорвала бомбу в самолёте Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь», следовавшем по маршруту «Москва – Сочи». В итоге рейс SBI1047 рухнул на землю в районе посёлка Глубокий Каменского района. Погибли 38 пассажиров и восемь членов экипажа.

   
   

Как видится это трагическое событие сегодня, как местные жители охраняют память о погибших, почему пассажирам и экипажу рейса установили в Глубоком отдельные памятники – разбирался rostov.aif.ru.

Места два, трагедия – одна

На трассе М4 «Дон» у поселка Глубокий есть памятный знак. Он указывает на место падения самолета. Там, на возвышенности, на мраморной основе стоит огромный крест. Под ним – черная табличка, на которой выгравировано: «Светлая память ПОГИБШИМ от рук террористов авиарейс Москва-Сочи 24. VIII. 2004». Каждый год в этот день в посёлке зажигают 37 свечей и в красных «светильниках» расставляют их по периметру на мраморной площадке памятника, приносят венки и цветы, проводят митинг. И так уже 20 лет…

В ста метрах отсюда, в балке, есть еще одно памятное место, связанное с этой трагедией. Сюда, оторвавшись от фюзеляжа, приземлилась кабина с экипажем. Теперь здесь два небольших памятника, установленные силами родных и коллег погибших. После митинга у креста, жители посёлка спускаются по степной тропе в балку – несут и сюда свечи, венки, цветы.

Каждый год 24 августа жители посёлка Глубокий и соседних населённых пунктов несут свечи и цветы к мемориалу. Фото: Администрация Каменского района

«Самолёт упал «пузом», ударился о бугор, кабина отломилась и отлетела сюда, в балку, – вспоминал руководитель представительства авиакомпании «Сибирь» Николай Виниченко, когда приезжал в предыдущие годы в Глубокий, чтобы почтить память о погибших. – Долго не могли понять: где «нос». И только пилоты одного из вертолётов увидели, что кабина всего в ста метрах от места падения. Сказали: так вот же она, рядом. Оказывается, она под углом вошщла в балку, так, что даже ни одного дерева здесь не сломала. Потому мы и не могли обнаружить её с земли».

«Совершили настоящий подвиг»

Сейчас Николай Сергеевич уже не работает в авиакомпании, на место не выезжает и комментариев не даёт. Но в посёлке хорошо помнят всё, о чём он рассказывал. Из этих рассказов следует, что экипаж сделал всё, чтобы авиакатастрофа не обернулась ещё большей трагедией, чтобы не было жертв на земле. «Экипаж обесточил самолёт, поэтому, несмотря на то, что место падения всё было залито керосином, пожара не было», – говорил однажды Виниченко. Местные жители помнят, как много лет после авиакатастрофы место падения и окрестности «сильно пахли топливом».

О том, что предпринял экипаж в последние минуты перед столкновением с землей стало известно в ходе расследования, после того как нашли и расшифровали записи с бортовых самописцев («чёрных ящиков»). Пилоты попрощались с диспетчерами, сказали: «Мы падаем», переговаривались друг с другом о том, что внизу населённые пункты (посёлки Глубокий и Крутые горки; город Каменск-Шахтинский, в котором крупные химкомбинаты) и искали пустынное место для падения, пытались планировать.

   
   

Ведь взрыв прогремел на высоте 11 тыс. метров, напротив одной из аварийных дверей. Произошла мгновенная разгерметизация салона. Со всех, кто в нём был, сорвало одежду. Люди из-за перепада давления и низких температур потеряли сознание. Пилотов от салона отделяла перегородка и они ещё были в состоянии принимать решения. Скорость падения Ту-154 примерно 10 метров в секунду. У экипажа в такой ситуации было не более пяти минут…

Пилоты совершили настоящий подвиг. В память об этом в балке, где обнаружили кабину самолёта, установили памятники членам экипажа. Фото: Администрация Каменского района

«Мы считаем, что пилоты совершили настоящий подвиг. Понимая, что сами обречены, они сделали всё, чтобы не допустить новых жертв на земле. И мы, конечно же, всегда будем помнить об этом. 24 августа мы поимённо вспоминаем всех членов экипажа, как, впрочем, и всех погибших пассажиров», – говорит Антонина Бесчётнова, глава Ахтарского сельского поселения Каменского района.

«Мне сказали: упал самолёт»

«Рано утром 24 августа мы ещё не знали, что случилось. Был вторник, люди шли на работу. Обратила внимание, что над посёлком кружат вертолёты. Много вертолётов, – вспоминает Ирина Каракулькина, которая в 2004 году работала ведущим специалистом комиссии по делам несовершеннолетних администрации Каменского района. – Спросила у прохожих, что случилось. Мне сказали: упал самолёт».

Уже в здании администрации глава Каменского района Николай Кольжанов сказал Ирине Владимировне, что случилась авиакатастрофа, все службы задействованы, а ей поручают встречать родственников погибших и следить за тем, чтобы у них было всё необходимое – медпомощь, жильё, еда, вода. «День выдался длинным и жарким. И не только по погодным условиям. Самое страшное началось, когда стали приезжать родственники жертв. Семьями и поодиночке. Было больно и тяжело на них смотреть. До слёз», – признаётся Каракулькина.

Родственников принимали в детском отделении районной больницы. Как только люди приезжали туда, с ними тут же начинали работать психологи. Такая помощь потребовалась всем прибывавшим – и родным, и знакомым погибших. «Помню одного парня. Он приехал и сказал, что в этом самолёте у него летел друг. Они собирались вместе отдохнуть в Сочи. Уже в аэропорту, перед самым вылетом, ему позвонили соседи и сказали, что в его квартире что-то прорвало. И он заливает людей. Парень сказал другу: «Лети, а я прилечу следом. В Сочи встретимся». Друг вылетел как раз этим рейсом. Когда этот москвич приехал на опознание своего друга, то всё время повторял: «Это всё из-за меня, это я его отправил на смерть», а ему говорили, что он не виноват и надо радоваться, что сам не стал жертвой катастрофы», – говорит Ирина Владимировна.

По её словам, в поисково-спасательной операции были задействованы правоохранители, МЧС, военные и представители местных администраций. Они прочёсывали окрестные поля в поисках останков. Радиус разброса тел и частей Ту-154 был очень большим. На поиски ушло почти пять дней. Останки тел в мешках свозили в местный морг. Когда он уже не справлялся – подогнали рефрижераторы. «Помню, что участники поисков никак не могли найти одного пассажира. Родные не могли опознать. Но тут вспомнили, что он с детства занимался боксом и у него после одного из боёв осталась особая примета  –надорвано ухо. Так по этой примете и нашли. Это были страшные дни», – говорит Каракулькина.

По словам Николая Кундрюцкого, который в 2004 году был главой Ахтарского сельского поселения (рядом с Глубоким), в селе Крутые горки местные жители обнаружили в огороде труп женщины в авиационном кресле с ребенком на руках и тут же позвонили в МЧС.

«Я тоже участвовал в поисках. Собирали останки тел и частей самолёта. На своей машине ездил от поля в поселок и обратно, – рассказывает Николай Витальевич. – Люди всё прибывали и прибывали. Их было много, наверное, сотни. Лётчики, военные, спасатели, журналисты, родственники и друзья погибших. Родных жертв размещали в больнице и в гостинице, кого-то забирали к себе местные жители. Все мы старались проявить участие, как могли».

Что показало расследование?

О том, что в небе над Ростовской областью 24 августа 2004 года в действительности произошёл теракт жители Глубокого и соседних населённых пунктов узнали намного позже, после того как были обнародованы результаты тщательного расследования. Оно показало, что рейс SBI1047 вылетел из Москвы в 21:35 и взял курс на Сочи. На борту были 38 пассажиров и восемь членов экипажа.

В 22:53, во время полёта над Ростовской областью, в хвостовой части рейса 1047 произошёл сильный взрыв. В борту лайнера образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась, самолёт потерял управление и начал падать. В 22:55 неуправляемый лайнер рухнул на землю в районе посёлка Глубокий и полностью разрушился. Все 46 человек погибли. Взрыв в самолёте устроила террористка-смертница — 37-летняя Сацита Джебирханова, которая привела в действие взрывное устройство. На женщине был так называемый «пояс шахида», который не видят «рамки» металлодетектора. Следы гексагена следователи обнаружили на двери аварийного выхода, возле которой сидела смертница. Дверь вырвало. Её нашли в нескольких километрах от места падения лайнера.

Также выяснилось, что шестеро пассажиров зарегистрировались на рейс 1047 перед посадкой, но на борт не попали. Багаж опоздавших был снят с рейса. Выяснением обстоятельств опоздания пассажиров занималась государственная комиссия, но результаты её работы пока неизвестны.

Той новью произошла не одна, а сразу две трагедии. Две крупные авиакатастрофы, в результате терактов. Почти одновременного с сочинским рейсом вылетел борт Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (рейс WLG1303 Москва—Волгоград ).

Примерно через час после вылета самолёт потерпел крушение около населённого пункта Бучалки в Тульской области. В 22:54 в хвостовой части самолёта произошёл сильный взрыв. Разорванный на две части Ту-134 рухнул на землю с высоты 9500 метров. Хвостовая часть самолёта лежала в 700 метрах от его носовой части и крыльев. Погибли 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Взрыв в этом самолёте устроила 30-летняя террористка Аминат Нагаева. Её родная сестра — Роза Нагаева — была убита через несколько дней во время штурма захваченной террористами школы в Беслане.