Со скелетом по коридору. В селе под Таганрогом 15 лет ждут новую школу

Многодетные родители жалуются на неудобства. © / АиФ-Ростов

«Мы так обрадовались, когда пустырь под новую школу обнесли строительным забором и стали там рыть котлован под фундамент. Неужели дождались? И учителям больше не придётся носить скелеты и музыкальные инструменты из кабинета в кабинет, а детям учиться в несколько смен? Но уже через пару месяцев всё закопали обратно, а забор убрали. Это было три года назад. Теперь всё опять быльём поросло, будто ничего и не было», – кручинится учитель истории, педагог с 37-летним стажем Ирина Стукань.

   
   

Построить новую школу в Николаевке муниципальные и региональные власти обещают уже более 15 лет, да всё никак. Подробности выяснил Rostov.aif.ru.

«Живу этой школой»

В единственной школе села Николаевка, что в 12 км от Таганрога, Ирина Евгеньевна работает восемь лет. За эти годы старое здание, где раньше не было ни воды, ни даже туалетов, где отваливались фрамуги, а по стенам шли трещины, преобразилось до неузнаваемости. Всё – стараниями директора-энтузиаста, каких мало. Только мест на школьников не хватает. Причём катастрофически! Число учащихся вдвое превышает количество мест.  Уроки приходится проводить в коридорах…

КСТАТИ
Село Николаевка в Неклиновском районе растёт как на дрожжах. Фактически, с учётом многочисленных дачных посёлков, сейчас здесь около 11 тыс. жителей. А вскоре будет больше: тут выдали участки многодетным семьям, строятся дома. Повсюду – магазины, хорошо развита инфраструктура. Но вот незадача: школа – одна. И переполнена.

«На головах друг у друга сидят», – описывает ситуацию директор Леонид Прасол.

Директор собирает отписки чиновников уже 15 лет. Фото: АиФ-Ростов

Леонид Петрович – из семьи военных. Человек дисциплинированный, привык к порядку, а если что-то пообещал, то обязательно сделает. Судьба привела его в педагогику, за свою карьеру он возглавлял несколько школ. Но, когда его попросили привести в порядок «амбар» в Николаевке (с виду было и не понять, что там учатся около 400 детей), рот открыл от удивления.

«Я живу в другом селе, расположенном за 60 км. Когда меня в 2008 году пригласили возглавить учреж­дение в Николаевке, пообещали выделить 3,5 млн рублей на покупку мне дома. Но я попросил направить эти деньги на ремонт (школы), так и было сделано. Дети ушли на каникулы чуть раньше, а вышли на несколько дней позже. Ремонт шёл 18 дней: строители тогда совершили, не побоюсь сказать, подвиг! Заменили окна, двери, полы… Я верил и наде­ялся, что вскоре ребята смогут учиться в новом здании, которое уже тогда обещали начать строить. Но в итоге проект отклонили. А я теперь каждый день, даже в субботу и воскресенье, в любую погоду еду на работу. Я живу этой школой», – подчёркивает Лео­нид Петрович.

   
   

Он показывает огромную кипу бумаг. Всё это – отписки чиновников. На протяжении 15 лет директор пишет обращения депутатам, министрам, главам. Ведь учебные столы установлены даже в коридоре. Там же расположены стеллажи – но не для кубков, дипломов и медалей, как в других учреж­дениях. Туда мальчишки и девчонки складывают сменную обувь.

Из всего, что можно было приспособить под учебные кабинеты, сделаны классы. Система выстроена так, что педагоги сами приходят на занятия к детям. Таскают туда-сюда макеты, мензурки, музыкальные инструменты…

Из всего, что можно было приспособить под учебные кабинеты, сделаны классы. Фото: АиФ-Ростов

«На оборудование мы не жалуемся, оснащение у нас очень хорошее. Есть интерактивные доски, поэтому чаще носим с собой флешки. Однако из-за такой системы дети не получают в полном объёме дополнительное образование. Уроки физкультуры ставим сдвоенные, так, чтобы в спортзале одновременно занимались несколько классов», – поясняет завуч Инна Пурис.

Она несколько ночей ломала голову над тем, как бы выстроить расписание. Да так, чтобы включить в него все новые предметы, не забыть про классные часы и «разговоры о важном». А ещё – избежать столпотворения, например, в столовой или у гардероба.

«Когда у нас «пересменка» (одни учащиеся уходят домой, а другие только приступают к занятиям – прим. ред.), в коридоре дежурят несколько учителей, строго следят за порядком. Помните, в Ростове, в школе микрорайона Суворовского, про­изо­шла давка? Мы же всеми силами пытаемся такого не допустить», – добавляет Инна Борисовна.

«Подсменка, пересменка»

Ребята учатся в несколько смен. По закону, школьники первых, пятых, девятых и одиннадцатых классов должны учиться в первую смену. Остальные – как повезёт.

Иногда занятия проходят прямо в коридоре. Фото: АиФ-Ростов

«Для нас это какая-то лотерея!» – сетуют родители, у которых в эту школу ходят сразу несколько детей. Как рассказала многодетная мама Наталия Тертышная, у неё здесь в восьмом классе учится сын Борис, а в пятый ходит дочь Дарья.

«О том, чтобы посещать музыкальную школу или ходить на спорт, даже речи нет. Более того, некоторым приходится бросать кружки и секции, чтобы осваивать основную школьную программу. Мы давно ждём строительства новой школы, нам тесно. Актового зала нет. В школе занимается более 730 человек, хотя вместить она может в два раза меньше. Классы переполнены», – жалуется Наталия Владимировна.

Ещё одна мама, у которой сын и дочь посещают эту школу, Светлана Шерстенева. Илья учится в 10-м, Альбина – в шестом. Для женщины, которая сама работает, это очень неудобно. Пока один ребёнок спит, другого надо собрать в школу, а ближе к обеду просыпается второй. Вечером же дончанка переживает, как её дочь доберётся до дома по темноте и грязным дорогам.

Стеллаж в коридоре предназначен для сменной обуви школьников. Фото: АиФ-Ростов

Школа открывает двери для детей в 8:00. В 8:30 приходит второй поток – его здесь прозвали «подсменкой». В 11:30 к занятиям приступают седьмые классы. В 13:00 – «пересменка»: утренние пошли домой. Вторая смена приходит к 14 часам и учится до позднего вечера…

По словам сотрудников школы, власти выделяют неплохие средства на оснащение – музыкальные инструменты, швейные машинки, спортивный инвентарь. Но ставить всё это прос­то некуда.

Проект нового здания был готов ещё 15 лет назад. Школу на 600 мест собирались ­строить на пустыре через дорогу. Однако позже проект признали устаревшим и отправили в долгий ящик. Через время был подготовлен другой проект – красивое современное здание в несколько этажей. Там могли бы учиться старшеклассники, а действующая школа осталась бы под «началку». Вот только средств в бюджете нет.

Популярная, но не вместительная

Слух о том, что директор превратил «амбар» в конфетку, пополз по округе. Таганрогские родители идут на хитрость – перепрописывают своих детей в сельской местности, лишь бы только зачислиться в Николаевскую школу.

Педагоги переживают, что дети не получают дополнительное образование в полном объёме. Фото: АиФ-Ростов

– Леонид Петрович, к нам ещё трое сегодня добавились, – будто бы виновато докладывает директору завуч во время нашего с ним разговора.

Куда всех деть, непонятно. А тем временем новые школы строятся, но только в соседних сёлах. Совпадение или нет: именно там, где живут местные чиновники.

В день, когда я побывала в Николаевской СОШ, туда же прибыла с визитом делегация из донского минобразования.

«Нам не отказывают в реализации проекта, все согласны с тем, что новая школа нужна. Но отговорки разные: то бюджет не утвердят, то средств нет, то проект не такой, то власть сменилась, а о нас все забыли. Нам нужна полноценная школа, чтобы дети имели возможность в полной мере получать все образовательные услуги, в том числе осваивать программы дополнительного образования. Я почти 17 лет отдал этой школе. Общий педагогический стаж – 44 года. Я люблю свой маленький кабинет, этих детей, этот район. Но надежда теперь только на новую власть. Очень надеюсь, что врио губернатора Юрий Борисович Слюсарь обратит на нас внимание и возьмёт ситуацию под личный контроль», – резюмирует Леонид Прасол.

ОФИЦИАЛЬНО
Выдержка из ответа, который поступил на имя главы администрации Неклиновского района Василия Даниленко от имени заместителя губернатора – министра финансов региона Л. В. Федотовой в начале 2024 года: «Министерство финансов Ростовской области предлагает рассмотреть вопрос о выделении средств областного бюджета на указанные цели при формировании проекта областного бюджета на 2025–2027 годы, исходя из его возможностей. Учитывая изложенное, согласовать проект обращения не представляется возможным».