Ростов в перспективе. В донской столице начинается освоение левого берега

Эксперты строительной отрасли называют территорию левого берега потенциально новым центром южной столицы © / администрация Ростова-на-Дону

В Ростове-на-Дону началась подготовка документации по проекту планировки и межевания территории рядом со стадионом «Ростов Арена». Речь идёт об участке площадью 40,8 га расположенном с восточной стороны стадиона. Работы за свой счёт выполняет группа компаний «ЮгСтройИнвест».

   
   

Единение города с природой

После получения всех разрешительных документов рядом со стадионом «Ростов Арена» в скором времени может начаться не только жилое строительство, но и возведение необходимой для жизни людей социальной инфраструктуры. Эксперты строительной отрасли называют территорию левого берега потенциально новым центром южной столицы, а риэлторы уже сегодня прогнозируют очень высокий спрос на жилье в этом районе.

Кстати, о развитии левобережья Ростова-на-Дону говорят с начала нулевых годов. А вот комплексное освоение территории левого берега Дона началось лишь в 2012 году, когда здесь решили построить новый современный стадион «Ростов Арена».  По словам донского губернатора Василия Голубева, этот выбор задал тон дальнейшему развитию ростовской агломерации.

«Левобережная зона станет одной из наиболее перспективных территорий после проведения Чемпионата мира по футболу-2018. На левом берегу Дона будет построен концертный зал и ярмарочно-выставочный комплекс. Также мы рассматриваем здесь строительство новых спортивных сооружений, а также строительство жилья. Это уже заложено в будущее развитие Ростова и рассматривается нашими потенциальными партнерами», - говорил глава региона.

И действительно, сегодня на левом берегу Дона идёт подготовка к строительству различных социальных и спортивных объектов: конноспортивной школы в районе Тачанки, аквапарка, Гандбол-Арены, канатной дороги. Власти города также изучали возможность переноса в этот район ипподрома и строительство здесь общественно-делового центра. Но пока все это – далеко идущие планы, а по факту левый берег Дона находится в некой изоляции – здесь находится лишь стадион, небольшой торговый центр и парк на набережной, а также историческая ресторанная зона. Все эти объекты пользуются исключительно ситуативным спросом – левобережье «живет» только по выходным и по праздниках, а в обычные дни здесь совсем пусто.

Ускорить развитие левого берега Дона поможет жилищное строительство. Вместе с многоквартирными домами на этой территории появится и социальная инфраструктура –детские сады, школы, поликлиники, объекты торговли, центры развлечений и спорта. Тем более, что транспортная инфраструктура в этом районе отличная – можно быстро и без пробок добраться в центр города, в спальные районы южной столицы, а также в города-спутники: Батайск, Азов и Аксай.

«В перспективе левобережная зона может превратиться в прекрасный пойменный парк, которого у нас пока нет. Это будет единение города с природой. Урбанизированное движение должно сочетаться с сохранением природы. Это вызовет понимание у городского сообщества и будет сочетаться с генпланом», - уверен председатель правления Союза архитекторов России Алексей Полянский.

   
   

При этом архитектор напоминает, что генплан Ростова-на-Дону предусматривает развитие города на намывных территориях левобережья. Более того, на основании научных исследований почвы, в 2016 году были внесены изменения в генплан, которые окончательно установили, что строительство на левом берегу абсолютно безопасно. Речь идет о технологии намывных «подушек», которая способна защитить строительные объекты от любых негативных явлений. Пример строительства по такой технологии на Дону уже есть – новый стадион «Ростов Арена».

Выиграют все

При планировке территории застройщик проведет комплекс инженерных мероприятий по созданию оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий для жизни и отдыха населения. К таким мероприятиям относятся защита от затопления и подтопления, вертикальная планировка и поверхностный водоотвод.

В городской администрации донской столицы уже пояснили, что основная идея развития левобережной зоны Ростова-на-Дону заключается в создании принципиально новой городской среды в районе «Ростов Арены» – как доминанты всей застройки. При этом освоение общественной жилой зоны будет производиться за счёт инвестора и с применением инновационных технологий в строительстве.

Проект планировки, который выполняет «ЮгСтройИнвест», согласно градостроительным нормативам Ростова-на-Дону, будет предусматривать размещение на застраиваемой территории всей социальной инфраструктуры – школы и детских садов.

Эксперты отрасли отмечают, что рост Ростова-на-Дону возможен только по двум сценариям – либо через увеличение общей городской площади, либо через реновацию территорий другого назначения (частный сектор, промзоны). Однако специалисты уже предостерегают о том, что сокращение территориальной емкости в пользу комплексной застройки будет сложно компенсировать в будущем. При этом экономисты подсчитали, что рост площади Ростова тоже имеет негативные факторы.

«Городу нет смысла расползаться, это не приведёт к повышению качества городской среды», — считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.

В таких условиях освоение территории левого берега Дона становится компромиссным вариантом, от которого выиграют все – город получит дефицитные квадратные метры жилья, а горожане – новый центр города в экологически чистом районе. При этом архитекторы убеждены, что сценарий развития территории невозможен без комплексной жилой застройки.

«Что касается жилья, то учитывая, что мы уже делаем там общественную застройку, было бы неправильным лишать эту зону жилых зданий. Внесённые изменения в ПЗЗ позволяют строить там дома, что увеличивает инвестиционную и социальную привлекательность левого берега», – говорит архитектор Полянский.

Таким образом, большинство экспертов сходятся во мнении, что активное развитие левобережной части города создаст современную градоформирующую застройку, положив начало формированию левобережного силуэта города – с объектами жилого назначения, социальной инфраструктуры и повседневного обслуживания населения.