Самая большая тревога родителей особых детей, что будет с ребёнком, когда мамы и папы не станет. Сможет ли он жить сам: обслуживать себя самостоятельно, встроиться в социум, а может быть, даже и зарабатывать деньги? Во многих случаях это вполне реально.
Где могут работать инвалиды и почему инклюзивное трудоустройство важно не только для них и их близких, но и для всего общества — в материале Rostov.aif.ru.
Возможности ограничены
Право на труд прописано в Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Это касается и тех, чьи возможности здоровья ограничены. Многие из инвалидов вполне способны работать, но на деле ограничены нередко возможности не здоровья, а трудоустройства.
В СССР общества слепых и глухих располагали сетью учебно-производственных предприятий. Инвалидов обучали подходящим профессиям и находили им работу. У тех, кто трудился на специализированных предприятиях, были льготы (ограниченные нормы выработки, сокращённый рабочий день, дополнительные отпуска и т.д.). За такими работниками постоянно наблюдали медики.
В Батайске, например, в 1946 году общество слепых основало «Электросвет», где до 1991 года работало около четырёх сотен инвалидов. Завод сохранился, но людей сейчас здесь трудится меньше. Тем не менее, в 2023 году компания победила в конкурсе «Бизнес Дона» в номинации «Лучший субъект малого и среднего предпринимательства в производственной сфере».
После развала Союза рассыпалась и эта выстроенная система. Многие люди с ОВЗ оказались без работы и цели в жизни. Не секрет, что работодатели, несмотря на различные льготы, неохотно берут на работу инвалидов. С этой ситуацией сейчас пытаются бороться в том числе и власти.
Один из вариантов — работать на себя. В 2022 году в стране был принят законопроект, позволивший индивидуальным предпринимателям с инвалидностью без наёмных работников получить статус социального предприятия. Они могут рассчитывать на поддержку государства: гранты, субсидии, льготные займы, образовательные программы и т.д. Власти считают, что так можно будет уменьшить безработицу среди инвалидов, особенно молодых.
Другой вариант — подталкивать предприятия трудоустраивать людей с ОВЗ. Во-первых, конечно, льготами. Во-вторых, эксперты считают, что инклюзивные команды хорошо влияют на рабочую атмосферу и даже усиливают корпоративную культуру.
Зелёный труд
Эти вопросы в конце октября в Ростове обсудили на форуме по развитию инклюзивного предпринимательства «Бизнес без границ». Организовали его Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства (РАПП), Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке донского правительства и минэкономразвития региона.
Представители АНО и НКО региона собрались на круглом столе, чтобы обсудить, как инклюзия помогает компаниям эффективнее работать и менять социум в регионе. Модератором форума стала главный редактор «АиФ на Дону» Ульяна Алфеева: на страницах издания часто обсуждаются темы поддержки инвалидов.
По мнению директора компании «Вертикальные лечебные сады» Наталии Багаевой, сотрудничество с людьми с ОВЗ помогает предприятиям работать эффективнее. У организации есть опыт создания зелёных садов в организации силами людей с инвалидностью. Для последних это возможность встроиться в общество, заработать деньги и пройти реабилитацию.
«Для предприятия это повышение производительности труда. Что улучшит экологию рабочего места, повысит эмоциональное благополучие», — считает Багаева.
Цветоводству ребят с ОВЗ планируется обучать в школах, колледжах, в дальнейшем они могут трудиться в зелёных мастерских.
Идея у НКО и АНО региона вызвала живой отклик. Впрочем, дончанам и самим есть, чем поделиться. Например, 15 трудоустроенных подопечных — у Ростовской общественной организации инвалидов «Надежда», из них 11 — молодые.
«Основная проблема людей с ментальными нарушениями, как найти свою нишу в жизни, преодолеть социальную изоляцию. Окончив спецшколу, они постоянно находятся дома, им нечем заняться, их никуда не берут», — говорит председатель общества Ирина Смирнова.
Проблема и в самих ребятах, им надо помочь развивать и социально-бытовые, и трудовые навыки. Очень часто непросто с гиперопекающими родителями, которые, как отмечает эксперт, порой, склонны к потребительскому отношению к обществу, а самостоятельно решать проблемы не готовы. Поэтому организация создала программу, которая не только помогает воспитать активную позицию у ребят при вхождении во взрослую жизнь, но и предполагает дальнейшее социальное или сопровождаемое трудоустройство. Для этого в «Надежде» придумали мастерскую «Лаванда». Здесь ребята варят мыло и создают из него настоящие произведения искусства. И — да, это настоящая работа для людей с ОВЗ, за которую они получают деньги, расписываются в ведомости, вносят свой вклад в семейный бюджет.
«В мастерской прошли стажировку 10 ребят с ментальной инвалидностью, семеро из них трудоустроены. Все дееспособные», — рассказывает руководитель мастерской Мария Фоменко.
Всё по плану
По мнению директора АНО «Ресурсный центр инклюзивных практик «Содействие» Людмилы Нам, трудоустройство человека с ОВЗ надо планировать с детства. Как можно раньше начинать процесс реабилитации, работу с родителями, подбор профессии. Она рассказывает, что сопровождаемое трудоустройство предполагает практически пошаговое разъяснение задач работнику с ОВЗ. Людмила демонстрирует лист, на котором расписано для мастера чистоты: «1. Все стулья поставить за стол. 2. Протереть пыль на белом шкафу. 3. Подмести пол. 4. Помыть пол» и так далее. Конечно, это требует сопровождения сотрудника АНО или НКО.
«Сотрудник всегда в контакте с координатором. Тем не менее, иногда мы заходим в тупик и зовём на помощь маму работника, поэтому очень важно, чтобы родители были вовлечены в процесс. Достижение последнего времени: сотрудник попросил телефоны коллег и сообщает нам свои новости о жизни», — объясняет Нам.
Она отмечает: важно развивать специальные помогающие сервисы, если человек с ОВЗ ими овладеет, ему будет проще и общаться, и работать, и просто жить. Это, например, онлайн-карты, показывающие, где удобно проехать человеку в инвалидной коляске, или навигационное приложение для людей с проблемами слуха и зрения. Беда в том, что пока эти сервисы не региональные.
В АНО «Луч надежды» в Таганроге тоже заботятся о том, чтобы подопечные умели самостоятельно зарабатывать, поэтому формируют у детей и подростков трудовые навыки. Они умеют делать блокноты на кольцах, магниты на холодильник, печатать открытки, термоизображения на майках и кружках. Плоды труда ребят организация старается реализовывать.
«Мы хотим трудоустраивать ребят, и многие из них к этому готовы. Но самостоятельно прийти на рабочее место и взяться за дело они не могут, нужен тьютор, который будет работать вместе с ним. Желательно, сотрудник предприятия», — говорит директор организации Сенильга Бартеньева, отмечая, что работодателей в основной своей массе такие условия пугают.
Но подвижки есть, инклюзивные договоры заключены с ООО «Мегалист-Таганрог», ООО «НОК», бассейном «Малёк» из Волгодонска. Все это рабочие места для инвалидов. Ведь, как отметила руководител инклюзивного проекта «Открыто для всех» АСИ Ирина Ковшарова, инклюзивный договор — это манифест о намерениях компании интегрировать людей с ОВЗ в поле своей деятельности как клиентов и потребителей.