В салоне жарко и душно, окна не открываются, вентиляция сломана, некачественное питание, нет удобств для инвалидов – вот лишь малый перечень бед, с которыми нередко приходится иметь дело пассажирам. В Ростовской области этим летом путешествующие и командировочные столкнулись с ещё одной проблемой – массовой задержкой поездов. Тяжелее всего пришлось пожилым и молодым родителям с малышами.
В поездке может случиться всё что угодно. Но что бы ни произошло, права пассажиров защищены законом. Какие меры предпринять, чтобы заставить недобросовестных перевозчиков выполнять свои обязанности, rostov.aif.ru рассказал Южный транспортный прокурор, старший советник юстиции Сергей Сафинов.
3,3 тыс. обращений
Светлана Федоревская, rostov.aif.ru: Сергей Васильевич, с какими ситуациями чаще всего связаны транспортные нарушения? Что говорит статистика?
Сергей Сафинов: За шесть месяцев с начала 2025 года в Ростовской области транспортными прокурорами выявлено 170 нарушений прав пассажиров. Чаще всего это оказание услуг ненадлежащего качества. Например, нарушения температурного режима в вагонах пассажирских поездов, организации и обеспечения общественного питания, доступности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильного населения.
В первом полугодии 2025-го мы видим рост практически в два раза количества вскрытых прокурорами фактов несоблюдения требований законодательства. Сейчас этот показатель составляет 582, в то время как за аналогичный период прошлого года было 376.
– Люди на юге живут темпераментные – за словом в карман не полезут…
– Так и есть, жалобы и обращения от жителей Ростовской области мы получаем регулярно. Хотя наша работа распространяется не только на данный регион, а в общей сложности на 20 субъектов России в пределах трёх федеральных округов, в том числе на новые регионы: ЛНР, ДНР, Херсонскую и Запорожскую области. Всего разрешено более 3,3 тыс. обращений за полгода. Большинство (79%) рассмотренных транспортными прокурорами жалоб касалось социальных вопросов.
– Жаловались на задержки поездов этим летом?
– Судите сами: в пределах Южного транспортного региона функционируют более 5 тыс. объектов транспортной инфраструктуры и более 5,5 тыс. транспортных средств. В основном это железнодорожная инфраструктура. Конечно, многие пассажиры обращались с такими жалобами.
В случае возникновения чрезвычайного происшествия прокурорские работники выезжают на место, организуют мобильные приёмные. Проверяются вопросы организации информирования пассажиров, их питания и размещения. Особое внимание уделяется соблюдению микроклимата в салонах поездов и в зданиях вокзалов.
Приведу пример. Ростовский транспортный прокурор установил факты несоблюдения температурного режима в поездах и помещениях вокзалов и станций. Руководителям структурных подразделений компании-перевозчика были внесены представления, в отношении ответственных должностных лиц возбуждены дела об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ. Меры к устранению нарушений были приняты немедленно.
– Можно ли напрямую обратиться в прокуратуру с жалобой? Или примут только в том случае, если другие инстанции их не услышали?
– Разумеется, могут. Работа с обращениями – одно из важнейших направлений работы прокуратуры.
– Достаточно отправить сообщение по почте или можно прийти лично?
– Заявитель сам выбирает, каким образом подать обращение. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и объектах транспорта размещены стенды с информацией о времени приёма. Руководство органов прокуратуры также ведёт личный приём независимо от утверждённого графика. Информацию по вопросам записи на приём можно найти на сайте Южной транспортной прокуратуры.
«Народная тропа»
– На власти надейся, но и сам не плошай?
– Любой объект транспортной инфраструктуры всегда сопряжён с повышенной опасностью. Мы много делаем для предупреждения травматизма, но, к сожалению, без печальных ситуаций не обходится. А ведь многих трагедий можно было бы избежать, если бы все пассажиры строго следовали установленным правилам поведения, были внимательными и осторожными.
Одна из важных задач – борьба с так называемыми «народными тропами». Регулярно проводятся проверки, по итогам которых ликвидируются опасные участки, используемые пешеходами.
Благодаря этой работе в 2025 году уже приведено в нормативное состояние более 110 железнодорожных переездов, а также 65 прилегающих к ним территорий.
Переезды должны быть оснащены специальными техническими средствами фиксации правонарушений. Сейчас ими оборудовано 64 переезда. По итогам рассмотрения мер реагирования ликвидировано 152 несанкционированных пешеходных перехода.
– Если произошёл несчастный случай, полагается ли родным погибшего какая-то компенсация?
– Обязанность владельца источника повышенной опасности – возместить, независимо от вины, материальный или моральный вред в связи с причинением различных телесных повреждений. В 2025 году транспортные прокуроры направили в суды 11 исковых заявлений в интересах пострадавших и их родственников о взыскании денежной компенсации морального вреда, расходов на погребение.
Удовлетворено или заключено мировое соглашение с представителями железной дороги по девяти искам на общую сумму более 2,8 млн рублей. Остальные заявления ещё рассматриваются.
– В этом случае права авиапассажиров – под особой защитой. К примеру, в первом полугодии транспортные прокуроры выявили факты, когда при задержке авиарейсов одним из перевозчиков не было обеспечено повторное горячее питание пассажиров и размещение их в гостинице. В итоге авиакомпания была привлечена к административной ответственности и оштрафована.
Одна из авиакомпаний по нашей инициативе сейчас дорабатывает программу, которая позволит бесплатно осуществлять онлайн-бронирование через сайт перевозчика соседних пассажирских мест на борту воздушного судна для ребёнка в возрасте до 12 лет и сопровождающего его лица.
Хищения и контрабанда
– Ваша работа – это ведь не только защита прав пассажиров? Как обстоят дела с противодействием преступности?
– Вы правы. Много преступлений, связанных с хищениями, а также с незаконным оборотом наркотиков. Раскрываемость сейчас – 80,4%. Чаще стали выявлять факты мошенничеств, незаконного оборота оружия, а также нарушения правил безопасности на объектах транспорта. Наметилась тенденция к увеличению количества фактов контрабанды.
– А как дела с противодействием коррупции? Все мы слышали о многомиллионных хищениях на транспорте – судебные процессы ещё идут.
– В этом году нам удалось повысить результаты работы в этой сфере. Увеличилось количество человек, привлечённых к административной ответственности, в том числе за незаконное вознаграждение. Следует также отметить, что по инициативе транспортных прокуроров семь высокопоставленных сотрудников различных предприятий были уволены в связи с утратой доверия. По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела.
Один из ярких примеров – хищение почти 16 млн в Волгоградской области. Средства были выделены на строительство объекта железнодорожного транспорта. Расследование продолжается.
– Кстати, о Ростове, других регионах. Вы сказали, что всего субъектов – два десятка. Часто ли удаётся выезжать во все транспортные районы?
– Я планомерно объезжаю регионы ответственности, но пытаюсь это делать комплексно. На местах обязательно провожу приём граждан и предпринимателей. Я открыт для диалога, чтобы своевременно реагировать на нарушения закона, вносить коррективы в свою работу и правильно выстраивать деятельность коллектива.