Пой и играй, казак! Как Михаил Шолохов создал народный хор и колхозный театр

Коллектив Вёшенского театра казачьей молодежи перед постановкой "Поднятой целины". Вешенская, 1930-е гг. © / Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова

Ростовская область особенно сильно гордится тем, что именно здесь жил и работал большой писатель, настоящий патриот и непревзойдённый певец родной земли.

   
   

Проект, приуроченный к юбилею Шолохова, «АиФ на Дону» начинает с рассказа о том, какой фундаментальный вклад внёс Михаил Александрович в сохранение культурного наследия. Кто знает, сколько шуток и прибауток, песен, стихов и рассказов, всевозможных элементов фольклора было бы утрачено, если бы не поддержка писателя.

Аксинья и Нахалёнок

На дорогу из Ростова в Вёшенскую уходит почти четыре часа. Вот он край, где люди бережно хранят наследие своих предков. При въезде в Шолоховский район установлен памятник – скульптурная композиция «Казакам «Тихого Дона». Его ещё неофициально называют памятником Григорию Мелехову – ключевой фигуре романа-эпопеи «Тихий Дон». Скульптура отлита в бронзе, её установили в 1994 году к 89-летию со дня рождения Михаила Шолохова.

НАШ ПРОЕКТ
В мае 2025 года исполнится 120 лет со дня рождения великого донского писателя, автора романа-эпопеи «Тихий Дон», лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова. За полгода до этой знаковой даты «АиФ на Дону» запускает просветительский проект, призванный представить более полную картину о жизни и творчестве нашего великого земляка. На страницах газеты мы намерены не только очертить основные вехи биографии писателя и рассказать о его богатейшем культурно-историческом и литературном наследии, но и через личность Михаила Александровича показать быт донских казаков, поднять такие вечные темы, как сострадание и милосердие, гордость за свою страну и бесконечная любовь к родной земле.

В Вёшенской буквально каждая улочка пропитана памятью о писателе. На расположенном в цент­ре здании музея висит огромный чёрно-белый портрет прозаика.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова "Тихий Дон". Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

В сквере по соседству – скульптуры Деда Щукаря и Нахалёнка. Они – герои шолоховских рассказов. На набережной – скульптурная композиция «Григорий и Аксинья». Визитная карточка станицы…

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья»Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская.

Здесь чуть ли не каждый первый готов поговорить о прославленном земляке. Ведь много тех, чьи предки когда-то работали, были прос­то знакомы или лично обращались за помощью к Михаилу Александровичу.

   
   

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом великой могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного донского края», – говорил писатель в одном из выступлений.

А ещё все знают Шолохова как человека, благодаря которому созданы Театр казачьей колхозной молодёжи и Вёшенский казачий хор.

«Ты воспей в саду, соловейко»

Михаил Александрович был большим ценителем народного творчества. В 1935 году он пригласил из разных колхозов Вёшенского района 38 самобытных песенников и танцоров для организации хора. В этот коллектив вошли и шесть женщин. Руководителем стал казак из хутора Терновского Арсентий Овчаров.

Начались репетиции. Для артистов сшили казачью форму. Вскоре сформировался репертуар. Сначала выступали на фабриках и заводах. А затем коллектив отправился в Москву. В столице казаков встречал оркестр. Всего вёшенские хористы дали около 50 концертов. В том числе один из самых важных – в Большом театре. Слушателями стали руководители партии и правительства.

М.А. Шолохов, артисты ГАБТа и участники хора Вёшенского района. 1936 г. Москва. Фото: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова "Тихий Дон".

«Семён Михайлович Будённый лично выходил встречать Вёшенский казачий хор и восторгался им. В этом тоже заслуга Шолохова – он не только сохранил, но и дал возможность звучать казачьим песням», – подчёркивает учёный секретарь Государственного музея-заповедника имени М. А. Шолохова «Тихий Дон», кандидат культурологии Лидия Слюсаренко.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова "Тихий Дон". Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

В 1936 году была записана пластинка с такими песнями Вёшенского казачьего хора, как «Ты воспей в саду, соловейко», «На речке то было, на Камышенке», «Взвеселитесь донцы – храбрые казаки», «Пчёлочка златая» и др. Одна из самых любимых песен Михаила Александровича в репертуаре хора – «На заре было на зореньке, на восходе солнца красного».

От чириков до фраков

В 1936 году по инициативе Михаила Шолохова создаётся первый в Советском Союзе театр казачьей колхозной молодёжи. Под здание театра отдали «народный дом» – бывший клуб.

Когда здание передали театру, были дополнительно сооружены пристройки для хранения декораций и костюмов, а также появились фойе и веранда. Внутри была создана сцена с поворотным механизмом. Первым директором театра стал Сергей Кошелев. И началась работа над премьерной постановкой – пьесой «Поднятая целина». Её показали 13 декабря того же года. После один за другим пошли спектакли. В театре ставили Шолохова, Островского и других классических и советских драматургов.

«Это было его [Михаила Шолохова] детище. Он присутствовал на репетициях, не пропускал ни одной новой постановки, одобрял удачную игру актёров, давал ценные советы. Наш театр имел богатейший гардероб, которому мог позавидовать любой городской драмтеатр. Здесь были самая разнообразная одежда и обувь: от казачьих чириков и зипунов до модных в старое время фраков и цилиндров», – делился когда-то воспоминаниями учитель Александр Ерохин, который собирал сведения о развитии театра.

За два года труппа представила 10 премьер и в общей слож­но­сти дала 200 спектаклей. Зрителями стали почти 75 тыс. человек.

Скульптурные композиции в Вёшенской. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

«Михаилу Александровичу удалось сохранить нашу культуру – донскую, народную, казачью, самобытную. И не только на местном уровне. Театр гастролировал по всему югу России. Его принимали и в Ростове, и в Сочи. Театр получал реквизит и одежду из московских театров, в которых бывал Шолохов. Он дружил с режиссёром Юрием Завадским из Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького, вёшенские артисты учились у него по восемь месяцев», – объяснила Лидия Слюсаренко.

Музей в Старочеркасской

Имя Михаила Шолохова связано и с ещё одной казачьей станицей – Старочеркасской. Именно благодаря усердию писателя было принято решение о создании здесь музея-заповедника.

Как отмечает исследователь, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова «Тихий Дон» Валерий Емельянов, Михаил Александрович обращался в Москву, чтобы было принято положительное решение.

Старочеркасск - сердце донского казачества. Фото: АиФ-Ростов/ Ольга Грекова

«Люди окраинного уголка России, некогда населявшие его, веками стояли на рубежах Родины, и необходимо сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной страны», – писал Шолохов. В итоге, 30 декабря 1970 года Совет Министров РСФСР принял постановление. Под государственную охрану взяли более 150 памятников архитектуры. Первым директором стал Андрей Зимовнов, который также был и доверенным лицом Михаила Шолохова. Позже станицу и музей-заповедник посещала дочь писателя Мария Михайловна.

В 2015 году на здании музея-заповедника появилась памятная доска, посвящённая Михаилу Александровичу Шолохову. На открытие прибыл внук писателя Александр Михайлович. Он, кстати, стал частым гостем Старочеркасской и самого музея-заповедника, когда-то основанного его великим дедом.