Казак не мыслит себя без реки. Дон-батюшка просто создан для того, чтобы по нему на лодках и яхтах ходили и казачата, и гости заезжие. Председатель совета территориального общественного самоуправления микрорайона № 10 Железнодорожного района Ростова Юрий Дегтярёв мечтает о том, чтобы на месте старинной Гнилотонской верфи в истоке Мёртвого Донца появилась современная марина. Он уверен, водный туризм в регионе можно и нужно активно развивать.
Стоянка для заморской шхуны
«Здесь замечательное место! Просто идеальное для развития водных видов спорта и туризма! В других городах России на это давно уже обратили бы внимание! – говорит Юрий Михайлович. – Уютная, защищённая от основных ветров бухта, рассчитанная на одновременную стоянку большого количества маломерных судов. По классификации яхт-клубов, принятой в Европе и основанной на количестве и качестве предлагаемых услуг, Гнилотонская марина в перспективе претендует на максимально возможное количество «звёзд»… но мы живём в Ростове».
Это место на правом берегу Дона, ниже крепости Святого Дмитрия, у урочища Гнилая Тоня, выбрал для строительства верфи в 1777 году командующий Азовской флотилией и портами Федот Клокачёв.
Общественники Железнодорожного района считают, что появление здесь марины может сделать низовье Дона точкой притяжения для туристов. Особенно для тех, кто путешествует под парусом, а таких немало. Но вот пришвартоваться им у нас почти негде.
«С 2012 года внутренние водные пути России открыты для иностранных маломерных туристических судов. Это многие миллиарды дохода в бюджеты городов! Но иностранные маломерные суда могут вставать на стоянки только в местах оборудованных. Сейчас на Нижнем Дону и в Ростове-на-Дону система яхт-клубов представляет печальное зрелище, что оставляет место для инициативы. Ниже железнодорожного моста в створе ул. Сиверса (пер. 2-й Посёлковый) есть Азово-Донской яхт-клуб «Аврал» и лодочный кооператив. Но вместимость их причалов сильно ограничена. Места стоянки на рейде нет из-за предельной насыщенности Дона торговыми грузовыми судами. А вот река в акватории ниже Западного (Гниловского) моста представляет собой обширный плёс, простирающийся вплоть до с. Колузаево.
Когда яхты минуют этот мост, им будет уже проще найти место для стоянки – клубы ростовской набережной, Зелёного острова и левого берега Дона в пределах Ростова. Но и там акватория предельно загружена из-за соседства с Ростовским международным морским торговым портом. А в сторону моря вплоть до Таганрога остановиться негде.
В Ростове сейчас нет марины европейского уровня, способной принять большое количество яхт и туристов, а реализация нашего проекта поможет сформировать облик донской столицы как города-порта, обладающего богатой историей и опытом в судостроении и мореходстве. Кроме того, деятельность марины даст рабочие места для ростовчан, считают общественники.
Но, в конце концов, не иностранными туристами едиными… На этой территории ростовские дети смогут заниматься парусным спортом, греблей, водным туризмом. Гнилотонская марина имеет все шансы стать излюбленным местом для отдыха горожан – это черта города, но, по сути, пригород. И наконец, до истока донского рукава – Мёртвого Донца вполне можно протянуть ростовскую набережную.
Яхтам здесь не место
Власти в целом согласны, что водный туризм – это перспективное направление.
«Яхтенный туризм пользуется спросом у путешественников из других стран, регионов Российской Федерации, а также среди жителей города Ростова-на-Дону и области. По отзывам ростовских компаний, занимающихся этим видом туризма, яхтинг популярен и развитие данного направления повысит туристскую привлекательность Ростова-на-Дону. Водные путешествия по Ростовской области – это и теплоходные круизы в исторические центры региона
И проблемы, конечно, есть. Среди основных в ведомстве отметили организацию современной летней и зимней стоянки для большого количества яхт и катеров размером от пяти до 20 метров плюс отсутствие топливных заправок.
Но развитие яхтенного кластера здесь не предусмотрено градостроительным планом Ростова. К тому же, как рассказали в департаменте экономики города, дно в низовьях Дона оставляет желать лучшего: «Нижний Дон в сравнении с верхним имеет закрытую территорию, неукреплённое дно, необходимость разводки железнодорожного моста для отдельных видов катеров, мелководье и восточный ветер в сезон, что не позволяет подойти к берегу».
Тем не менее, говорит Дегтярев, крупнейший в Ростове яхт-клуб «Азово-Донской», созданный в 1893 году, расположен ниже разводного железнодорожного моста, яхты отсюда с трудом попадают в акваторию выше Ростова. И вполне отлично чувствуют себя в Азовском море, Таганрогском заливе, в дельте Дона.
Ведомство опросило членов местных яхт-клубов, и выяснилось, что туристы предпочитают станицы Старочеркассую и Манычскую, им нравятся Пухляковка и Цимлянское водохранилище, а вовсе не Колузаево и Рогожкино. И вообще, перспективнее развивать другие водные акватории.
«Благоустройство и развитие инфраструктуры для яхтенного спорта на территории Зелёного острова и новой набережной Левобережного парка, по мнению представителей ростовских яхт-клубов, будет наиболее выгодным и привлекательным проектом для профессионалов и любителей водного спорта», – ответили в департаменте экономики.
Как считают власти, в Ростове достаточно ярких примеров яхтенного туризма: в городе 25 компаний, занимающихся водным туризмом.
Что касается общественников, они руки опускать не намерены. Во-первых, точка в дискуссии с властями ещё не поставлена. Во-вторых, планов по развитию туризма в Железнодорожном районе Ростова – громадье и помимо марины. Это и создание музея донского судостроения, и проект речного парка, и мечта о спортивном клубе для ребятишек в акватории Дона и Мёртвого Донца. Процесс идёт небыстро, но горожане верят, что всё получится. Места здесь чудесные, а значит, будут пользоваться успехом у туристов.
Советник президента ТПП Ростовской области по промышленной политике, первый мэр Ростова Юрий Погребщиков:
– Современная марина Ростову необходима как воздух. Поверьте, я объездил весь мир, и её наличие в первую очередь говорит о цивилизованности, высокой культуре, динамичном развитии региона. Тем более, Ростов построен на Дону, сам бог велел использовать это для развития водного туризма. Любой мужчина – казак или турист – с радостью воспользуется возможностью пойти по Дону на яхте или лодке, это у нас в крови. Поэтому общественное пространство, которое предлагает создать Юрий Дегтярёв, несомненно будет пользоваться огромным успехом, в том числе и у иностранных туристов.
Резоны власти тоже понятны – создание марины в этом месте потребует значительных финансовых вложений, времени и труда. Но, на мой взгляд, оно того стоит. Гнилотонская верфь – место с богатой историей, расположенное в отличном месте, как будто специально созданное для марины. Возможно, всё же стоит присмотреться к этому проекту, мне лично он очень симпатичен. Без сомнения в дальнейшем все усилия окупятся.