«Звёзды дарят нежность нам». Ростовчанин о работе пилота и самолётах

Алексей Гайдук испытывает гордость за то, что именно с «Платова» началась тенденция называть аэропорты именами людей. © / Авикомпания "Азимут"

В третье воскресенье августа в России традиционно отмечается День Воздушного флота - профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры.

   
   

В связи с этим «АиФ на Дону» вместе с заместителем лётного директора базового перевозчика аэропорта «Платов» авиакомпании «Азимут» Алексеем Гайдуком приоткрыли завесу тайны профессии пилота.

Досье

Алексей Гайдук. Заместитель лётного директора базового перевозчика аэропорта «Платов» авиакомпании «Азимут».

Родился в 1969 г. в Мариуполе (УССР). Окончил Сасовское лётное училище (город Сасово, Рязанская область).

Время налёта – 11500 часов.

Эйфория от профессии

Михаил Кругликов, «АиФ на Дону»: Алексей Анатольевич, как вы пришли в авиацию?

Алексей Гайдук: Я изначально хотел получить мужскую профессию и уже собирался в ростовское ракетно-артиллерийское училище. Но в 10-м классе решил идти в гражданскую авиацию: тянули небо и самолёты... Да и хотелось быстрее стать самостоятельным, начать зарабатывать. Я закончил Сасовское лётное училище, обучение длилось два года и восемь месяцев. Первые мои самолеты - Ан-2 и Ту-134.

- Сложно ли было адаптировать жизнь под работу?

- На волне эйфории от профессии не замечаешь, как пролетает время. А вот семьям нас часто не хватает в обычной жизни. Но в «Азимуте» легче: компания летает из двух базовых аэропортов - Ростова-на-Дону и Краснодара, благодаря чему многие пилоты имеют возможность жить с семьёй на родной земле.

- Чем занимаетесь, когда остаётесь в другом городе до следующего рейса?

   
   

- В короткой командировке отдыхаем, ходим в фитнес-зал, а в длительной гуляем по городу. Мне скоро предстоит командировка в центр авиационной науки в Жуковском, где проходит обучение на самолётах «Сухой Суперджет 100». Всегда еду туда с удовольствием, поскольку там особенная аура.

- Как «Сухой Суперджет 100» показывает себя в сравнении с другими лайнерами?

- Самолёт современный и очень комфортный для пилотов. По уровню автоматизации и защиты от непреднамеренных ошибок полностью соответствует стандартам современной авиатехники. И он удобен - в салоне широкие ряды и кресла. Пассажиры часто оставляют хорошие отзывы.

Мы - обычные люди

- Как происходит подготовка к полёту?

- Все члены экипажей, и лётного, и кабинного, знают свой план предстоящих рейсов на месяц вперёд. Непосредственно перед вылетом служба полётных диспетчеров определяет маршрут, учитывая метеоусловия и временные ограничения у аэродромов, подбирает подходящие запасные аэродромы для возможных нештатных ситуаций, рассказывает пилоту особенности дня и полёта. 

Информацию нам передают как на электронных носителях, так и на бумаге. Второй пилот проверяет наличие документов, командир проводит брифинг с бортпроводниками, и все отправляются в самолёт. Там производится внешний осмотр лайнера, проверяется аварийно-спасательное оборудование, системы, программное обеспечение. После этого бортпроводники встречают пассажиров.

- Какие процедуры вы проходите перед полётом?

- Мы не особенные: так же, как и пассажиры, проходим процедуру досмотра, ставим ручную кладь на ленту. Перед полётом проходим медицинский контроль: проверку пульса и состояния по внешнему виду.

- Есть ли у Вас любимые маршруты?

- Мы летаем по разным межрегиональным маршрутам - и в Пермь, и в Новосибирск, и в Тюмень. Но больше всего мне нравится рейс Ростов-на-Дону – Калуга. Из-за трафика, меньшего, чем в крупных аэрогаванях, там нас встречает практически весь персонал аэропорта - чувствуешь себя VIP-персоной.Для сравнения, недавно я летел как пассажир из Ростова в Шереметьево три часа: много времени заняло руление и переезд в другой терминал. Рейс до Калуги занимает час двадцать, а оттуда до Москвы - рукой подать.

- Какая особенность у полётов за рубеж?

- Пилот должен иметь допуск к ним. Кроме того, к полётам в другие страны нам нужно готовиться тщательнее - экипажу вы­да­ётся больше информации для ознакомления. Могут отличаться и правила полётов в странах, которые самолёт пересекает. В планах компании скоро начать полёты в дальнее зарубежье. А мой первый полёт за границу был в Вену после падения железного занавеса, в далёком 1995 году, вторым пилотом на Ту-134. Было ощущение, что попал в другой мир.

- Аплодисменты пассажиров при посадке слышно?

- Нет, поскольку в это время работает реверс двигателей самолета. Но некоторые продвинутые пассажиры ждут его выключения и тогда начинают хлопать. Мы как будто спиной всегда ощущаем общий эмоциональный фон в салоне - и как начинается полёт, и как завершается. Он виден и по настроению старшего бортпроводника.

- Вообще пилоты - суеверные люди?

- Помните, как в песне: «Мы перед вылетом ещё... И трижды плюнем через левое плечо!» Но вообще-то я не суеверен.

- Что происходит в кабине во время горизонтального полёта?

- «Звезды дарят свою нежность нам...» (улыбается). Работаем с диспетчерами, следим за точностью выдерживания заданной линии пути. Также прослушиваем эфир, узнаём знакомые голоса пилотов.

- Питание пилота отличается от того, что дают пассажирам?

- Это обычная самолётная еда, например, колбаса, сыр, овощи.

Сложно без полётов

- Какие изменения произошли в работе пилотов после переезда ростовского аэропорта?

- «Платов» - современный аэропорт, он лучший по ряду рейтингов. А это престиж и удобство. Длина взлётно-посадочной полосы 3600 метров - больше, чем в старом аэропорту, большая парковка, есть телетрапы (коридор, соединяющий воздушное судно и аэровокзал, - Ред.). И именно с «Платова» началась тенденция называть аэропорты именами людей. За это испытываешь гордость.

- Вы готовы к внештатным ситуациям?

- Все возможные внештатные ситуации отрабатываются во время обязательных тренировок на тренажёре. Кроме того, в кабине всегда есть сборник быстрых действий.

- Волнение во время полёта бывает?

- Пилоты такие же люди, и ничто человеческое им не чуждо.

- Правда ли, что много пилотов из России перешли работать в Китай?

- Несколько лет назад китайцы действительно переманивали хороших пилотов. Люди переходили в основном по двум причинам: зарплаты и желания самореализации в новых для себя условиях. Но с кем из коллег я ни разговаривал, они отвечали, что уехали не навсегда.

Наши власти быстро увидели в этом угрозу, тенденция прекратилась, а зарплаты пилотам повысили. Кстати, сейчас есть обратная тенденция: иностранные пилоты ищут работу в России, так как активно развиваются авиаперевозки. Хорошо, что наше правительство выделяет деньги на межрегиональные авиаперевозки. Это повышает уровень мобильности населения, доступность перелётов и их комфорт. Мы должны давать возможность людям перемещаться быстро из пункта «А» в пункт «Б». Наши пассажиры - это люди, вообще первый раз ле­тящие на самолёте. Например, многие увидели выгоду во времени или в цене. Страна развивается, и я уверен, что межрегиональные перевозки также будут расширяться - люди будут летать в Ростов и из Тамбова, и из Ярославля, и из Воронежа.

- Как происходит отдых от работы?

- Провожу время с семьёй, родителями. Люблю плавать в бассейне - это полезно с нашей сидячей работой. Кроме того, хожу зрителем на ипподром и футбольные матчи. Но и без работы долго нельзя. Пилотам, которые уходят на пенсию, первые месяцы очень сложно - не хватает полётов, неба.

- Чтобы вы пожелали коллегам в День Воздушного флота?

- Я хотел бы поздравить не только авиаторов, но и пассажиров с этим прекрасным праздником! А пожелать хочу всем здоровья, счастья, спокойных полётов и долгожданных встреч.