Юмор без правил. Сценарист рассказала, где в Ростове посмеяться

Alexas_Fotos / pixabay.com

Представлять Галину Высоцкую я хотела начать со слова «самый». Но она сказала: «Ни в коем случае! И я не “самый”, и в моей работе это определение - табу».

С «лучшим» - та же история». «Старейший» я сама забраковала. С молодой красивой женщиной оно не монтируется. Но если совместить три отброшенных слова, получится то самое.    
   

Галина Высоцкая - один из первых официальных копирайтеров и рекламных сценаристов Ростова-на-Дону. Её тексты, рекламные ролики и слоганы часто полны юмора. Поэтому накануне 1 апреля мы пригласили Галину в гости.  

Смешное в обычном

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: - Галина, есть одесский юмор, есть питерский, а ростовский есть?

Галина Высоцкая: - Есть, наверное. Главное, что ростовчане очень чувствительны к смешному. Вот буквально вчера. Зашла в магазин только за тушью для ресниц. Поэтому набрала целую кучу носков, губок для кухни, моющих средств. И большую сковороду взяла, потому что с красивыми ресницами и без новой сковороды - совсем не тот коленкор.

Справка
Галина Высоцкая родилась в Ростове-на-Дону. Закончила ЮРГИ. С 1995 года копирайтер и креативщик. Пишет смешные рассказы и стихи.
В неё для удобства сложила всю свою добычу. Подхожу к кассе. Протягиваю полную сковородку кассиру, говорю: «Вот я вам тут нажарила!» Она начинает смеяться, очередь подхватывает, и всем сразу хорошо. Ростовский юмор, он про умение увидеть комичное в обыденных ситуациях, про игру слов и готовность радоваться. Мы умеем подмечать детали, и люди у нас открытые: если в каком-то публичном месте возник повод поржать, сразу находятся единомышленники. Один сказал, другой дополнил, и пошло-поехало. Но академически определить ростовский юмор не смогу. Что я вам, профессор какой, что ли?

- Вы стали одним из первых официальных копирайтеров города в 1995 году. Я слышала, что тогда и профессии-то такой не было?

- Когда я училась в Школе рекламы на журфаке РГУ (сейчас ЮФУ - Авт.), Татьяна Николаевна Засорина, наш преподаватель по журналистике и текстовой рекламе, сказала: «Тебе надо быть креативщиком и копирайтером».

Тогда я впервые услышала эти диковинные слова. Сразу после выпуска начала работать копирайтером в «Максиме», и чтобы вписать мою должность в трудовую книжку, перелопатили весь реестр профессий и, о чудо, таки нашли! Но ещё много лет у меня переспрашивали: «Кто-кто? Кооператор?» Да и сейчас не все знают, что за копирайтеры такие. Не пускаясь в пространные объяснения, говорю: это те нехорошие люди, которые рекламу придумывают. Пока ещё никто не побил (смеётся).

Юмор тут уместен

- Сейчас вы работаете с разными заказчиками. Как они к юмору в рекламе относятся? Приветствуют?

   
   

- У меня в брифах всегда есть пункт «Уместен ли юмор?». И клиенты часто пишут: обязателен. Вообще тут такая картина: компании, крепко стоящие на ногах, уверенно чувствующие себя на рынке, шутить не боятся. А малыши и новички нередко страдают комплексом Наполеона: «Что вы! Какие шутки! Только серьёзно и солидно!». Ну, всё по Пелевину: «Солидный Господь для солидных господ». Но это не константа. Бывают и маленькие, но отважные. Ну и оговоримся: юмор далеко не всегда уместен. Шутка ради шутки и креатив ради креатива - это путь в никуда. Реклама должна решать актуальные задачи, а не развлекать или хайповать, и уж тем более - не кормить творческие амбиции разработчика или самолюбование заказчика.

- А можете вспомнить какой-нибудь розыгрыш на работе? Когда вы коллег разыграли или они вас.

- Да у нас это образом жизни было! Есть давняя история, почти фантастическая. Я всегда приходила на работу позже коллег. Руководство разрешало. И вот однажды припозднилась больше обычного. Смотрю: на столе лежит большая вырезка из журнала. Это фото Александра Ширвиндта, на котором от руки написано: «Где ты ходишь, Галя?» И подпись: «Гале от Саши». За мониторами прячутся и сдавленно хихикают наши дизайнеры. Я тоже смеюсь. «Это что?» - спрашиваю. «Да это Ширвиндт приходил. Ждал тебя, ждал, и не дождался», - отвечают. А дело было в пятницу, это важно. В субботу утром муж говорит: «Едем в Новочеркасск». Оказалось, там юбилей завода, который возглавлял наш знакомый. И на закрытый концерт приглашены Ширвиндт и Державин. 

Та самая совместная фотография с Ширвиндтом и Державиным Фото: Из личного архива

Представляете, как совпало! После концерта был обед с актёрами. В узком кругу, как говорится. Я улучила момент, когда Александр Анатольевич сидел один за барной стойкой, подошла и рассказала о подколке коллег. Ну и озвучила свою идею розыгрыша. Он рассмеялся и позвал Державина: «Миша, иди сюда! Сейчас мы этим весёлым сволочам сделаем!» Фотографируемся втроём. Потом Михал Михалыч, которого Ширвиндт посвятил в задумку, достаёт карманный календарик с их общей фотографией, и они подписывают: «Гале от Саши и Миши». Можете представить глаза моих коллег, когда в понедельник утром я пришла и выложила фото и календарь? Никто ведь не знал, что Ширвиндт и Державин были в городе! А что я с ними пересеклась - вообще фантастика!

- На трассе за Ростовом часто вижу вывески над тавернами «Уху ели?» Это хорошая реклама или плохая?

- Мне не нравится. Начнём с того, что это баянище, ну очень бородатая шутка. А реклама не должна быть банальной. Потом не всё, что хорошо в разговорной речи, уместно выносить в рекламное поле. Вообще, мы же все нежно любим безудержный самодеятельный креатив, да? Помню, Света, у вас на странице в социальной сети были отличные подборки местечкового нейминга - бессмысленного и беспощадного! Хорошо, если над творчеством из разряда «мы и сами с усами» можно от души посмеяться. Но ведь бывает, что и поседеть недолго или «инфаркт миокарда» заполучить.

- Галина, как вы относитесь к людям без чувства юмора? Я, к примеру, их боюсь...

- С настороженностью. Не угадаешь, чего от них ждать. Если я «бросила камешек», а круги по воде не пошли - человек никак не отреагировал или переспросил - понимаю, надо попридержать коней. Мало ли, тут и до обид недалеко. Или до раздражения: ну не понимает человек, что я этим хотела сказать, нервничать начинает, злиться. Зачем нам это?! Думаю, что чувство юмора - врождённое качество. Это как антенна, принимающая сигнал на определённой частоте. Но такой приёмник не всем включили в базовую комплектацию, увы. И ещё мне кажется, умение понимать смешное обязательно связано с интеллектом. Не столько с образованием и эрудицией, сколько с природным умом.

Фото: Из личного архива

Опять же, есть разные уровни мастерства: кто-то просто безошибочно понимает, что это смешно, а кому-то дано смешить других. Или вот остроумие. Оно не вызывает лошадиного ржания, зато заставляет сидеть с открытым ртом и аплодировать. Ну и для меня высший пилотаж - умение выдавать нереально смешные вещи с покер-фейсом. Яркий пример - тот же Ширвиндт. И непревзойдённая Раневская, конечно! Я так не умею, быстро раскалываюсь.

Анекдоты закончились

- Галина, всё меньше и меньше слышу вокруг анекдотов. Этот жанр себя исчерпал?

- Сегодня мы меньше общаемся вживую.

Анекдоты рассказываются в хорошей компании, а это у нас случается всё реже и реже. И даже когда случается собраться за рюмкой чая, люди начинают сыпать мемами из сети. Почти утрачен жанр, а с ним - и искусство травить анекдоты. Да и про кого сочинять? Есть сейчас такие народные или экранные герои?

- Подскажите на прощанье, где в Ростове можно посмеяться?

- Да где угодно! Разве нужны специальные места? Всё зависит от ситуации и компании. Так же, как и в путешествиях: неважно где, важно с кем. У нас с друзьями обычно дикий ржач стоит, до слёз и колик.

- А Старый базар? Там же у нас всегда смешно?

- О да, там колоритно. Но опять же, если ты умеешь видеть «изюм». Я так хожу на наш рынок на Крепостном: возвращаюсь всегда с улыбкой. Там побалагуришь, здесь за жизнь поговоришь - ещё и «с походом» или за просто так чего-нибудь «накладут». Потому что раз вместе посмеялись, то обязаны жениться. Шучу, конечно. Если вместе посмеялись - ты уже, вроде как, и не посторонний, а свой.

Смотрите также: