«Вкусно, тепло и ярко». Чем завлечь туриста в Ростовскую область?

Илона Кереокатис / АиФ-Ростов

 В последние несколько лет в России активно развивается внутренний туризм. Россияне с неожиданностью и восторгом начинают открывать для себя родную страну.

   
   

Что может предложить им Ростовская область, нужно ли донской столице избавляться от устойчивой ассоциации с Ростовом-папой, и вправе ли Ростов-на-Дону презентовать себя как гастрономическую столицу Юга России мы поговорили с экспертом по территориальному маркетингу Алексеем Матвеенко.

Радушие - на генетическом уровне

Сергей Хорошавин: Алексей, на ваш взгляд, можно ли назвать Ростов и Ростовскую область привлекательными для туристов?

Собеседник АиФ - Алексей Матвеенко Фото: Из личного архива

- Очень трудно ответить на этот вопрос, поскольку отсутствуют точные критерии для оценки. Различные рейтинги федеральных агентств ориентируются на туристический поток, оценивая число туристов по количеству ночёвок.

Однако надо понимать, что в статистику попадают только те туристы, которые остановились в гостиницах. А, к примеру, люди, которые ночуют в частных апартаментах, забронированных через популярные Интернет-сайты, статистикой не учитываются. Кроме того, особенность Ростовской области в том, что у нас велик поток транзитных туристов.

Люди, следуя на Чёрное море или, как это будет в ближайшее время, совершая пересадку в «Платове», посещают наши кафе и рестораны, осматривают достопримечательности. То есть, ведут себя как туристы, но статистикой не учитываются.

Вместе с тем распространён и бизнес-туризм. Что бы ни говорили, но Ростов остаётся центром деловой активности Юга России. И большинство наших отелей и гостиниц с понедельника по пятницу плотно загружены людьми, приехавшими в командировки. Они как раз учитываются как туристы, но большой вопрос - отправились бы эти люди к нам, если бы их не отправили в командировку по службе.

   
   

Поэтому любая статистика в этой сфере слегка условна. Однако с другой стороны, если уж доверять той, которая есть, то можно сказать: в прошлом году Ростовская область в национальном туристическом рейтинге по турпривлекательности регионов, составленном центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России», поднялась с 23-го на 12-е место, и какую-то реальность эти цифры безусловно отражают.

- А каковы туристические преимущества Ростовской области?

- Первое, что бы я выделил, это климат. Честно скажем, в России не так много регионов, где тепло. До Воронежа ещё можно жить, а севернее уже начинается какая-то вечная мерзлота.

Второе, транспортная доступность. Трасса М-4, развитая сеть железных дорог, уже упоминавшийся «Платов», речной тран­спорт. К нам можно добраться различными способами, и это важно с учётом возрастающей мобильности населения.

Наконец, третье, и, возможно, самое главное - менталитет. Дончане очень открыты и гостеприимны. Ростов изначально был купеческим, торговым городом, плавильным котлом, в котором смешивались различные народы и культуры. В таких условиях оставаться ксенофобом было невозможно, и это сказалось на том, что в Ростове нет  отторжения иностранцев или чужеземцев. Наоборот, всех принимают тепло и радушно, и это у ростовчан уже на генетическом уровне.

Экономика впечатлений

- Что может быть брендами Ростова? Интересная городская архитектура, культурная жизнь, еда...

- По последнему пункту вы прямо в точку попали.

Конечно, в Ростове, на мой взгляд, очень колоритный и красивый старый город, много уникальных образцов архитектурного наследия, дореволюционного и советского, которое постепенно начинают признавать культурной ценностью. Например, наши знаменитые театр-«трактор», тачанка, мозаики в переходах уже известны на всю страну. У нас неплохо обстоят дела с событиями в сфере культуры.

Но еда, гастрономический туризм, - это действительно изюминка нашего края. Этому способствуют и объективные обстоятельства. В Ростовской области много своих свежих, мест­ных продуктов, а в кулинарной культуре края переплелись традиции многих народов: казацкая кухня, тюркская, украин­ская, кавказская. У нас выращивают собственный виноград, а это, заметьте - маркер. Именно те страны мира, где делают свое вино - Франция, Италия, Греция - считаются и гастрономическими столпами планеты. Есть в этом явная взаимосвязь.

Традиционная кухня Дона привлекательна для туристов Фото: АиФ-Ростов/ Филипп Иващенко

И я рад, что понимание этого преимущества постепенно становится общим местом в Ростове. Когда мы в 2013 году впервые заговорили о городе, как о гастрономической столице Юга России, то комментарии были, по большей части, или скептические, или просто насмешливые. Сейчас, в начале 2018 года, я вижу, что про Ростов в таком статусе начинают говорить уже официальные власти, и как-то никто уже не возражает.

Любопытно, что против признания заслуг ростовской кухни вначале достаточно активно выступали крупные игроки на этом рынке. Что, в общем, и понятно. Признание статуса накладывает некоторые обязательства, которым придётся соответствовать.

Кроме того, ещё совсем недавно отсутствовало понимание, что турист - это желанный клиент любого кафе или ресторана. Владельцы заведений предпочитали ориентироваться на другую публику. Но всё меняется.

Меняется даже структура экономики, которая всё больше становится экономикой впечатлений. Потребитель платит даже, к примеру, не за конкретный автомобиль (они все очень похожи), а за тот образ, с которым этот автомобиль у него ассоциируется. Также и с туристом. Из 100 человек стандартную экскурсию по достопримечательностям хотят слушать, допустим, человек 20. Остальным хочется интересных историй, туристических баек, и, конечно, вкусного обеда или ужина. Об этом они потом расскажут друзьям или выложат фотографии в Интернет. И туристическая сфера постепенно начинается подстраиваться под потребителя, что, конечно же, хорошо.

Легенда из прошлого

- Но ведь есть и негативные ассоциации, связанные с Ростовом. Пожалуй, вся страна знает про то, что Ростов - папа. И хотя какая-то романтика в этом есть, однако в целом образ не особенно привлекателен для туристов. Надо что-то с этим делать?

- Надо понимать, что Ростов - это южный, богатый, портовый город. И как у любого портового города в мире, у него было своё славное криминальное прошлое.

Но это именно прошлое. Перевёрнутая страница. Примерно, как хранящийся на антресолях наган, который, по семейной легенде, принадлежал прапрадедушке-налётчику, и который его потомки (доцент местного университета с супругой) показывают гостям. Конечно, туристические маршруты вроде «По криминальным местам» Ростова могут быть востребованы, но и это всё. С точки зрения безопасности в любом московском спальном районе жить и гулять страшнее.

Устойчивость же ассоциации объясняется просто - особенностью экономического функционирования СМИ, особенно сетевых, прибыль которых напрямую зависит от количества просмотров. Отсюда постоянная гонка за сенсациями, смакование криминальных происшествий и так далее. Что с этим можно делать? Разумеется, какими-то административными директивами прессе ничего запретить нельзя. Задача состоит в том, чтобы сами журналисты осознавали, какой образ региона они невольно рисуют. Каковы экономические последствия для области от негативной повестки дня. И мне кажется, некоторые подвижки уже есть, СМИ осознают, что лента новостей, состоящая только из «украл, убил, разбился» несколько однобока, да и не очень интересна.

- На ваш взгляд, какие ассоциации должны возникать у туристов, когда они слышат о Ростове-на-Дону?

- Тепло, вкусно, ярко. И тепло не только в плане климата, но и теплота гостеприимства, комфорт пребывания. Вкус жизни и яркость, сочность, колоритность впечатлений. Ростов-на-Дону - это город, жизнь в котором течёт рекой, и желание окунуться в эту реку такое понятное и естественное. 

Алексей Матвеенко.
Родился в 1977 году. Закончил журфак ЮФУ (тогда РГУ) в 2000 году. Лауреат нацио¬нальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» - 2014. Руководитель проекта по разработке маркетинговой стратегии туристской привлекательности Ростовской области. Член межведомственного координационного совета по развитию туристских ресурсов при администрации города Ростова-на-Дону. Член рабочей группы по организации и взаимодействию в вопросах развития сферы общественного питания при департаменте потребительского рынка РО.