Она мечтала работать на тракторе – и стала лучшим комбайнёром страны. Переживала, кто же будет работать на родной земле, и вырастила целую плеяду аграриев для Дона. У неё было удостоверение «Почётный гражданин Ростовской области», а встречала гостей в собственноручно перешитом из старой блузки фартуке и никого не отпускала домой голодным.
Какой была одна из самых известных женщин страны, Герой Социалистического Труда Нина Переверзева, которая родилась, жила, трудилась и умерла в донском селе Летник? Корреспондент «АиФ на Дону» поговорила с близко знавшей её многие годы директором историко-краеведческого музея Песчанокопского района Ольгой Овчинниковой.
Пусти меня на трактор
– Какая она была? Необыкновенная, – говорит Ольга Алексеевна, у которой никак не получается перестать плакать. Нине Васильевне исполнилось 93 года месяц назад, она прожила трудную, но хорошую жизнь, её любили все – от девятилетнего третьеклассника из местной школы до донского губернатора. Но уход Переверзевой для всех, кто знал этого человека, боль и потеря, которую ещё предстоит пережить.
Технику Нина любила с детства – у девчонок, даже деревенских, такая страсть бывает редко. В 15 лет она уже была прицепщицей на тракторе. Потом выросла, вышла замуж за тракториста Николая Переверзева и не упускала ни единой возможности заглянуть внутрь его машины.
Всё время приставала: «Коля, научи меня водить трактор! Коля, дай я кружок проеду, пока ты обедаешь!»
В 1959 году она впервые села за штурвал. Весь Летник был в шоке: женщина на тракторе! Пусть говорят, сказала Нина и пошла на курсы механизаторов, а потом и подружек за собой привела.
«В этом была вся Нина Васильевна! Как она рассекала на тяжёлом мотоцикле по всему Летнику! В каком состоянии у неё были трактора и комбайны – ни у одного мужика такого не было, всегда в работе, вылизан, вычищен. Срок службы в разы больше, чем у других. Когда уже в годах была, испытывала комбайн «Дон». Едет она, дама в возрасте, на агромашине, её ждёт толпа мужчин. Выйдет, скажет: здесь стучит, там тарахтит, вот тут надо переделать. Разбиралась во всём лучше любого инженера. А ведь у неё даже среднего образования не было», – рассказывает Ольга Овчинникова.
Говорить по-чиновничьи не научилась
Ольга Алексеевна познакомилась с Переверзевой около сорока лет назад. Началось всё ещё на заре 80-х годов прошлого столетия, когда Овчинникова в составе агитбригады из районного дворца культуры приезжала с концертами к комбайнёрам. Пели и плясали для тружеников прямо в поле.
«Имя Переверзевой всегда гремело. Я очень хорошо помню эти моменты: мы с замиранием сердца следили, как едет комбайн Нины Васильевны по кромке поля, ждали, когда закончит свою работу и с другими передовиками сядет передохнуть и посмотреть наше выступление», – рассказывает она.
Песчанокопский район всегда торжественно отмечал юбилеи своей Нины Васильевны, и два из них – 75-й и 80-й вела Ольга Алексеевна.
«Пока готовились к мероприятиям, мы, конечно, часто бывали у неё дома. Смотрели семейные фотографии, она щедро делилась воспоминаниями. Настолько простой, приветливый человек, я таких не встречала ни до, ни после. Она же столько лет гремела на весь Союз: Герой Соцтруда, лауреат Государственной премии. Но никогда никакой спеси, самолюбования. Встречает в фартучке, перешитом своими руками из старой нейлоновой блузки, долго говорим, потом соберёмся уходить, а она: «Куда? А поесть? Нет, и слушать ничего не хочу, из моего дома гости голодными не уходят», – вспоминает дончанка.
Говорить красиво, по-чиновничьи, Нина Переверзева так и не научилась, общалась на летницком диалекте: «Идёть, работаеть, поёть».
«Её выступления на пленумах – это была головная боль для руководства. Дело в том, что Нина Васильевна была, как знамя наше, её всюду приглашали. Но никогда не писала речь заранее. Её спросят: Нина Васильевна, вы речь подготовили? Да нет, отвечает. Ну, вот мы вам написали, возьмите. Она покивает, возьмёт листок. Потом смотрим – идёт без бумажки к трибуне, чиновники за головы хватаются, а если растеряется, запнётся, не найдёт слов? Но она выступала так, что в зале было слышно, как пролетает муха, такая тишина стояла. Потому что слова Нины Васильевны шли от самого сердца и до сердец слушателей всегда доходили», – рассказывает Ольга Овчинникова.
Газ от Черномырдина
За своих болела душой, ради своих девочек – женской бригады комбайнёров, упорно стучалась во все двери. Выбила однажды новую технику, чтобы девчатам было полегче работать. Мужики говорили: «Ну, всё, теперь бабы нас совсем загоняют». Работоспособность у женщин-передовиков сельского хозяйства была сумасшедшая, трудились без устали, горели в поле. Мужчины угнаться за ними не могли никогда.
В 80-х годах прошлого века даже на приём к Виктору Черномырдину пробилась, он тогда был председателем правления «Газпрома». А дело было в том, что рядом с Песчанокопским районом шла газовая труба, но сам район не был газифицирован. Эту несправедливость Переверзева и стремилась устранить. На приём отправилась с тогдашним первым секретарём РК КПСС района Николаем Рябцевым.
«Виктор Степанович, конечно, их принял, имя Переверзевой было на слуху, человек заслуженный. Член ЦК КПСС трёх созывов. Выслушал. И она смогла найти слова. Убедила его, что южному району необходим газ. И Песчанокопский стал одним из первых газифицированных районов области», – с гордостью говорит Ольга Алексеевна.
А вот для себя просить Нина Переверзева не умела – язык не поворачивался. Не раз её звали работать в Москву, только отмахивалась: «Лучше Летника ничего на свете нет». Так и жила в своём стареньком домике, работала в родном колхозе, пока были силы.
«К ней часто приезжал в гости наш губернатор Василий Голубев, каждый раз, когда бывал в районе, к ней заглядывал. Перед одним из его приездов тогдашний глава поселения ей говорит: «Нина Васильевна, вот приедет Василий Юрьевич, попросите у него квартиру, пора вам переехать в жильё получше, домик совсем старенький». Она кивает, соглашается. Ну, вот губернатор приехал, сидят они во дворе, общаются. Глава знаки подаёт, мол, пора просить. А Нина Васильевна делает такое хитрое лицо и выдаёт: «Василий Юрьевич! Вот бы вы издали какой указ, чтобы у нас хоть чиновники по трое детей рожали. В колхозе скоро работать будет некому!» А квартиру так и не попросила. Вот такой она была человек», – смеётся Ольга Овчинникова.
Еще хоть бы раз на комбайн…
Общалась со школьниками даже в очень почтенном возрасте.
«В прошлом году 8 марта, в её день рождения, третьеклассники побывали у нас в музее и прониклись трудовым подвигом Нины Переверзевой. Двое решили написать ей письмо. И она ответила! Для детей это был такой праздник. Это ведь память на всю жизнь – сама Нина Переверзева написала мне письмо!» – вспоминает Ольга Алексеевна.
Любила труд на земле, как только может его любить человек, рождённый в селе. Своей любовью зажгла сердца нескольких поколений донских аграриев. На встречах с молодёжью так рассказывала о комбайнах, работе в поле, что сельские ребята мгновенно загорались и шли учиться на комбайнёров. Из этой же плеяды тружеников села и ещё один Герой Труда РФ, тоже житель Песчанокопского района, тракторист Александр Бондаренко, которого к этой высокой награде представили минувшим летом.
Ценила любой труд, благодарила всех, кто что-то для неё сделал. Ни одного имени не забывала – от большого начальника до простой уборщицы. А когда отмечали 85-й юбилей, кто-то спросил у Переверзевой: Нина Васильевна, какое у вас самое большое желание?
– Ещё бы хоть разочек подняться на комбайн и поехать по полю, – ответила она.