Уныние – грех. Как живут беженки в ростовском монастыре

Ростов для вынужденных переселенцев из Донбасса уже стал вторым домом. © / Светлана Федоревская / АиФ-Ростов

«В июле в наш дом в центре Донецка, куда мы переехали из Макеевки еще во время активной фазы боевых действий, из-за обстрела попал снаряд. Выбило стекла, горели припаркованные рядом автомобили. Люди были напуганы, дети кричали и плакали. Я немедленно позвонила на автовокзал и купила билеты на ближайший рейс. Тот автобус шел до Ростова-на-Дону», — рассказала корреспонденту rostov.aif.ru Татьяна Калашникова, которая сейчас вместе с семьей живет в церковном пункте временного размещения.

   
   

Наскоро покидав в сумки самое необходимое, вместе с четырехлетней дочерью Варей, пожилой мамой и двумя племянниками женщина отправилась в новую жизнь. Ранее в нашем городе она никогда не бывала.

«В три часа ночи мы прибыли в Ростов. Идти было некуда. Просидели на вокзале до рассвета. Утром я купила сим-карту, стала звонить по телефонным номерам объявлений, чтобы снять квартиру», — делится воспоминаниями жительница Донбасса.

Совершив несколько десятков звонков, женщина поняла, что ничего подходящего для себя и своей семьи найти не сможет. За убитый «свинарник» (так описывают квартиры сами беженцы) без элементарных условий для жизни с маленьким ребенком арендодатели просили под двадцать тысяч рублей.

На несколько дней семейство остановилось в хостеле неподалеку от Привокзальной площади. Но жить там было очень дорого, денег не хватало. Татьяна была подавлена. И вдруг вспомнила: во время обстрелов в 2014 году она укрывалась в одном из монастырей. Решила попробовать и в этот раз…

Пусть поживут спокойно!

Татьяне удалось дозвониться до специалиста по работе с семьей православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» Галины Кочура.

«Хорошо помню ее голос, он дрожал. Женщина находилась в состоянии отчаяния. Мне передалась ее тревожность. Места у нас тогда были, я пригласила Татьяну приехать», – вспоминает Галина.

   
   
Галина Кочура с большой теплотой относится ко всем своим подопечным Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

Здесь, на территории Свято-Иверского женского монастыря, с марта открыт церковный пункт временного размещения беженцев – женщин с детьми. Стол и кров им предоставляют бесплатно. Причем не только православным христианкам – в помощи не отказывают никому.

Для вынужденных переселенцев выделен весь третий этаж. Здесь могут в комфортных условиях разместиться до полусотни человек. Оборудованы прачечная и игровая комната. Беженцам предоставляют одежду, средства гигиены, вещи, необходимые для ухода за ребенком.

На первом этаже работает трапезная. Монастырская кухня – сытная и разнообразная. В день, когда корреспондент посетила церковный ПВР, на обед для беженцев приготовили борщ, пюре, куриное филе в панировке. На десерт - торт. Но это в качестве исключения: у нашей героини Татьяны как раз был день рождения. Ей исполнилось 42 года.

Сейчас Татьяна Калашникова и ее дочь Варя в полной безопасности. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

Монахини находятся отдельно. Правила для них очень строги: ранний подъем, скромный стол, регулярное посещение богослужений. Но на беженцев это не распространяется. По мнению настоятельницы монастыря игуменьи Рахиль, эти люди и так натерпелись. Пусть хотя бы здесь поживут спокойно!

С 1 октября 2022 года проект «Свято-Иверская обитель» получил поддержку Фонда президентских грантов. Это дало возможность «Милосердию-на-Дону» взять в штат юриста, который будет заниматься проблемами беженцев. Такая помощь им очень нужна: у многих путаница с документами - паспортами, доверенностями. Детей нужно устраивать в местные сады и школы, их мамам – искать работу.

«Нам нельзя унывать»

Есть и другая категория жителей церковного ПВР – это паломники из Донбасса. Они приезжают сюда всего на несколько дней: чтобы помолиться, попросить православных святых о помощи и заступничестве. А заодно закупаются в местных магазинах.

Жительницы Донбасса Наталья Сирик и Оксана Тостоганова приехали в Ростов поклониться православным святыням. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

Организовывает такие поездки руководитель паломнической группы «От сердца к сердцу» Наталья Сирик. Женщина рассказала, что в 2014 году было особенно страшно, во время обстрелов постоянно приходилось спускаться в погреб, там сидели по несколько часов. Но сейчас у людей выработался так называемый иммунитет.

«Мы по звуку можем определить, что летит. Но жизнь ведь продолжается. У меня огород, надо трудиться. Мы говорим: есть картошка, есть что-то к картошке – уже не пропадем. Так питались и всю прошлую зиму», — не теряет бодрости духа Наталья.

Совершила паломничество на донскую землю и Оксана Тостоганова – она во всем помогает Наталье.

«Донбасс – работящий регион. Он славится своими угольной и металлургической промышленностью. Люди верят в победу Российской армии и с нетерпением ждут, когда снова заживут под мирным небом. Большое спасибо России за помощь!»

А сделать предстоит многое. Женщины плачут: в их родных городах давно устарели практически все инженерные коммуникации, при предыдущей власти ничего не делалось, все осталось таким, каким было еще с советских времен. Отсюда – перебои с электроснабжением. Большие проблемы с водой.

Паломницы в трапезной. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Федоревская

«Как бы ни было тяжело, уехать из Донбасса мы не можем. Это наш долг перед Родиной и перед Богом», — говорит еще одна паломница Любовь Михайловна Булгакова. По профессии она врач-стоматолог. Медицинскую специальность выбрала и дочь женщины. А зять ее – врач-травматолог, он сейчас оперирует раненых бойцов.

Любовь Михайловна в православной вере – с самого детства. Священником был ее отец. А брат – владыка Варнава, настоятель Свято-Георгиевского собора города Макеевка. Женщина утверждает: главное – не унывать. Уныние – один из самых страшных грехов. И только вера в Бога, в победу, в лучшую жизнь позволит стойко выдержать все испытания.