«Советское образование было лучшим!». «Учителем года» стал ростовчанин

Михаил Гуров / Из личного архива

Учитель математики ростовского «Лицея классического элитарного образования» Михаил Гуров стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-2020». Для победы нужно было пройти несколько испытаний: провести методический семинар, открытый урок, методическую мастерскую, классный час. Среди учеников Михаила Гурова – 100-балльники ЕГЭ, победители олимпиад, призёры международных конкурсов. А в 2017 году его ученик Макар Волков решил математическую загадку древнегреческого ученого Паппа Александрийского, став лауреатом Всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников в Лос-Анджелесе ISEF 2017.

   
   

О том, какая система образования лучше, приживётся ли дистанционное образование и как интернет-мемы могут пригодиться в учёбе, «АиФ-Ростов»  выяснил у победителя.

Успеть за восемь секунд

Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: Михаил Николаевич, какие впечатления от победы в конкурсе? Как он проходил?

Михаил Гуров: Честно говоря, до конца не осознал ещё, что я победитель. Суматоха вокруг конкурса и меня лично не даёт возможности остановиться и осмыслить этот результат. Я совершенно не рассчитывал на такой исход! Задача была войти в число 15 лауреатов. При подготовке к конкурсу пришлось выложиться по-максимуму, и это принесло свои плоды.

Участие в конкурсе на столь высоком уровне дало мне неоценимый опыт работы на износ в стрессовой ситуации. Кроме того, в ходе конкурсных испытаний я подчерпнул от своих коллег, конкурсантов, множество новых неожиданных подходов и методических фишек, которые мечтаю поскорее опробовать на деле.

– Например, каких?

– Способы структурирования информации, техники запоминания и инструменты мотивации.

   
   

– Как пришла идея участвовать в конкурсе? И что именно принесло победу?

– Я люблю различного рода соревнования, в том числе и профессиональные  - мне нравится проверять на прочность себя, свои знания, умения и навыки. Например, ежегодно принимаю участие в олимпиаде для учителей математики Юга России и в декабре 2020 года стал её победителем. Участвовать в «Учителе года» решился тоже с целью проверить себя. Оказалось, что это совсем не конкурс, а скорее площадка для обмена педагогическим опытом сильнейших педагогов страны. Соревновательная составляющая ушла для нас на второй план.

Считаю, что самое большое впечатление на жюри произвёл мастер-класс на тему «Порядки и отношения». В его основу легла мысль о том, что мозг ленив. Я говорил о возможностях мозга при работе с различными типами информации, особенно с визуальной. Ведь современное поколение детей в основном визуалы – они воспринимают исключительно краткую и наглядную информацию. Средний период концентрации на объекте – восемь секунд. Это очень мало. В мастер-классе я показал, как опираясь на визуальный способ восприятия информации превратить сложнейшие математические задачи в лёгкий понятный формат. Зал, жюри и фокус-группа, не замечая этого, решили такие задачи, в том числе из ЕГЭ, получив от этого удовольствие.

Для победы Михаилу Гурову нужно было пройти несколько испытаний: провести методический семинар, открытый урок, методическую мастерскую, классный час. Фото: Из личного архива/Михаил Гуров

Сложнее всего далась подготовка к федеральному этапу конкурса – было вложено много труда, сгенерировано и отброшено идей, переработано материала по педагогике и психологии. И хотя я, скажу без скромности, сверхработоспособный человек, было сложно совмещать шестидневную рабочую неделю с интенсивной подготовкой.

– Переезжать из Ростова не планируете?

– Мне нравится известная поговорка «где родился - там и пригодился».

– Какими качествами должен обладать хороший учитель?

– Учитель сегодня – это не просто грамотный специалист, а, в первую очередь,  лидер, способный вести за собой, не подавляя, а вдохновляя и мотивируя. Лидер – это магнит, центр притяжения. Лидер обязательно обладает значительной внутренней силой, он умеет отстаивать свое мнение, умеет увлечь и повести за собой других. Сегодня педагог, не ощущающий себя успешным и уверенным на своем рабочем месте, не может рассчитывать на уважение со стороны учеников. Только учитель-лидер способен, аккумулировав в себе знания и опыт, мудрость и простоту, жесткость характера и любовь к детям, пробудить в учениках вдохновение, заразить мечтой и верой в то, что изменить будущее подвластно каждому отдельному человеку, а наука – самый короткий путь к этому. Важно быть современным человеком, хорошо понимать, в каком мире живёт сам учитель, и в каком мире будут жить его ученики.

Борьба учёного и педагога

– После победы в конкурсе Вас пригласили стать советником министра просвещения России. Чего не хватает системе образования, на Ваш взгляд? Как можно её улучшить?

– Во время прямой линии с президентом после финала конкурса я озвучил желание всех математиков России - привлечь внимание людей к изучению фундаментальных наук и, в первую очередь, к математике. Эта наука - инструмент для всех передовых прикладных исследований, в ней нет ненужных результатов, каждый из них находит своё применение, но не всегда быстро. Многие, казалось бы, абстрактные теории, методы и инструменты нашли свое применение в прикладных науках спустя полтора-два столетия. Это работа на будущее. Откуда мы знаем, какая из математический теорий станет самым ходовым инструментом, например, для биоинженерии, информатики и т.д. завтра?

– Была ли хороша советская система образования?

– Она сегодня незаслуженно забыта, а местами и порицается. Это наследие тяжёлых времен периода перестройки. Советское образование было лучшим вмире - это неоспоримый и общепризнанный факт! Многие страны запада активно внедряют советский подход, почему же мы отказываемся отсобственных наработок? Но сегодняшний день немыслим без использования высоких технологий. Думаю, что синтез наследия советской школы и лучших современных наработок - залог качественного образования детей. Надеюсь, что за 2023 год (его планируется объявить годом математики – прим.ред.) удастся привлечь внимание к решению этого вопроса.

– Почему в своё время приняли решение работать именно в частной школе?

– Я достаточно долго не мог определиться кто же я: педагог или учёный-математик? С одной стороны, я – человек науки, участвовал в научных проектах, защитил кандидатскую диссертацию. Мой дебют в работе с детьми состоялся в летней математической школе после четвертого курса университета. Тогда появилось ощущение, что я на своём месте. Захотелось привить как можно большему числу детей любовь к точным наукам, показать им красоту и гармонию математических теорий, помочь им развить необходимые личностные качества и жизненные навыки, напрямую зависящие от четкости и логичности мышления.

Что касается ЧОУ «Лицей КЭО», то не я выбрал лицей, а лицей выбрал меня. Сначала работа в нем показалась мне перспективным полезным опытом, но в результате я стал частью коллектива и частью его организма. Но я также тружусь в ГБУ РО «РОЦОИСО» (организация, обеспечивающая организацию и проведение итоговых экзаменов), в центре допобразования школьников. Ранее работал в гимназии №95 и лицее №11.

Досье
Михаил Николаевич Гуров родился в 1987 году в Ростове-на-Дону. Выпускник ЮФУ по направлениям «математика», «экономика», «педагогическое образование», кандидат физико-математических наук. Работал младшим научным сотрудником, а затем научным сотрудником в Южном математическом институте РАН, старшим преподавателем в ЮФУ, учителем в школах, центрах дополнительного образования, структурах, осуществляющих управление в сфере образования.

Мемы для мотивации

– Часто можно услышать, что современному поколению нужен другой подход к обучению. Какие необычные идеи Вы используете? И как заинтересовать ребёнка учиться?

Современные дети с рождения на «ты» с различными высокотехнологичными устройствами, в первую очередь с компьютерами и смартфонами. Как уже сказал, большая часть школьников сегодня лучше воспринимают визуальную информацию. С этой данностью приходится ежедневно сталкиваться и работать. Я создаю при помощи специального программного обеспечения динамические модели изучаемых объектов. Также я учитываю интересы детей при подготовке материала. Например, могу включить в контрольную работу полюбившийся детям интернет-мем или предложить авторскую задачу, героями которой являются мои ученики, психологически готовые к этому. Ещё я обнаружил, что отлично работает мотивация своим собственным примером. Поэтому принимаю активное участие в различных соревнованиях для учителей. Итоги этих мероприятий обсуждаю с учениками, предлагаю решить им конкурсные задачи. Они чувствуют себя просто окрыленными, если им удается решить то, что не получилось у меня.

Кроме того, мы полностью отказались от заучивания формул, теорем и прочих математических фактов. Я учу ребенка как самому можно вывести каждое математическое утверждение. Формулы забываются, а логические цепочки - нет. А по итогам воссоздаем структуру всей пройденной темы. И, конечно, я приветствую разные способы решения. Это учит смотреть на задачу под разными углами.

– Многие думают, что профессия учителя стала непрестижной…

– Считаю, что профессия учителя не может быть престижной или непрестижной. Суть учительства - в самопожервовании и  милосердии. Чтобы быть настоящим хорошим учителем необходимо призвание. Сегодня многие начинают относиться к образованию как к услуге, а к школе - как к проводнику этих услуг. Это неверно, ведь школа - это сложнейший социальный институт, основные задачи которого - социализировать и воспитывать.

– Как Вы относитесь к дистанционному обучению?

– Я убежден, что дистанционка не способна заменить очное образование. Так сложилась система, что в центре образовательного процесса стоят учителя, пока отказ от живого образования невозможен. Но отказываться от дистанционки не нужно – пусть интеграция продолжается дальше. Для меня вынужденный в 2020 году переход на дистанционный режим дал толчок к совершенствованию навыков использования программ. Я делал детям интересные методические разработки, раздаточные материалы, красивые презентации.

– Часто ругают ЕГЭ. Насколько хороша его идея?

– Сегодня это необходимость. ЕГЭ полностью исключает коррупцию при поступлении в вуз. Это объективный качественный полностью отработанный экзамен, задания которого охватывают весь объём школьной программы. Самая частая жалоба на него, кстати, состоит в том, что ребёнок не может с ним справиться. Но это проблема, скорее, качества образования каждого конкретного ребёнка. Ведь, если в голове есть знания, то ученик справится с любым форматом.