Следующая остановка. Как работают, о чём мечтают водители автобусов на Дону

Морозова Юлия / Из личного архива

В марте 1925 года, в Ростове-на-Дону было открыто автобусное движение. Первый автобусный маршрут соединил железнодорожный вокзал «Ростов-Главный» и центр Нахичевани-на-Дону. И если почти столетие назад автобусы пустили как вспомогательный вид транспорта по отношению к трамваю, а затем и к троллейбусу, то теперь автобус стал основным средством передвижения по городу.

   
   

Переоценить роль водителей этого транспорта сложно. От них зависит безопасность, быстрота и комфорт нашего передвижения. И, как ни странно, настроение. Иногда конфликт в салоне автобуса может испортить весь день. Корреспондент  «АиФ Ростов» поговорила с лучшими водителями АТП-5 о тонкостях профессии, о пассажирах, приметах и о том, как изменился за последние годы общественный транспорт.

«Батя»

Сергей Петрович Чумак коренной ростовчанин, ему 62 года, но всё так же крутит баранку. После армии пришлось поработать водителем грузовика, таксистом и повозить большое начальство. Но быть на побегушках и подчас зависеть от настроения шефа Сергею Петровичу быстро надоело. В 1989 году он исполнил свою мечту: начал возить пассажиров на городских маршрутах.

Фото: Из личного архива/ Сергей Чумак

«Мне всегда хотелось работать с людьми, это интересно и я знаю, что делаю важное дело! Принцип у меня такой: если тебе показывают зубы, улыбнись в ответ. Это быстро гасит любые конфликты, и люди тоже начинают улыбаться. В нашей работе нужно быть немного психологом, чувствовать настроение пассажира и уметь сгладить шероховатости в общении. Знаете, иногда такие бывают люди, готовы отчаянно ругаться только ради самой склоки. Стараюсь воспринимать это спокойно, философски», - говорит Сергей Петрович.

Кстати, другие водители в родном АТП-5 восхищаются его выдержкой, а он только отшучивается, мол, это с опытом пришло. Хотя также переживает, и нет-нет, а чувствует, как сжимается уже немолодое сердце.

Авторитет Петровича (так зовут его коллеги)  в коллективе непререкаемый. Другие водители часто обращаются к нему с просьбой рассудить ту или иную ситуацию, произошедшую на маршруте. С молодыми сотрудниками АТП-5 Сергей Петрович постоянно проводит беседы: «Вы лицо предприятия, должны быть всегда чисто выбриты, аккуратно одеты, вежливы. Помните, что вы не картошку везёте, а людей. Относитесь к ним бережно».

Пассажиры часто забывают в салоне автобуса вещи: шапки, шарфы, зонты. Но Сергею Чумаку не раз приходилось находить мобильные телефоны. Как-то увидел, что девушка, садясь в припаркованный у остановки автомобиль, выронила на дорогу мобильник. «Я вышел из кабины, поднял телефон. Автобус ехал по выделенной полосе, поэтому я смог поравняться с авто на светофоре, посигналил. В общем, телефон вернулся к владелице, а она как вихрь в кабину залетела и чуть ли не обниматься! Мелочь, а приятно!»

   
   

«Что для меня главное в работе? Хороший дружный коллектив, стабильная зарплата и комфортный новый автобус, всё это у меня есть», - улыбается Сергей Петрович.

Он лишь сетует, что люди сейчас не такие, как в конце 80-х. Тогда – проще были, культурнее, спокойнее, добрее. Сейчас постоянно что-то требуют, нахамить водителю стало каким-то трендом. На одной из остановок  в автобус к Сергею Чумаку часто заходит парень. «Семьи у него нет, он, скорее всего, имеет какой-то диагноз. Дима очень доверчивый и добрый, нашёл себе подработку на автомойке. Ждёт мой автобус, просит: «Батя, можно я с тобой покатаюсь». Я никогда не отказываю. У меня уже готов для него нехитрый гостинец: яблоко, мандарин. Дима всегда искренне рад. Что-то мне рассказывает, я слушаю. Чувствую за него ответственность, переживаю всегда: как он, невольно  высматриваю  на остановке».

У Сергея Петровича шестеро детей и двенадцать внуков и любимая работа. На вопрос: «Вы счастливы?» Сергей Петрович, не задумываясь, ответил: «Да!».

Установка на вежливость

Ещё один водитель, которым по праву может гордиться АТП -5 - Арсен Магомедов. Он на предприятии с 2012 года. Родился в  дагестанском городе Дербент, армейскую службу проходил в Ростове, возил генерала. Когда встал вопрос переезда, выбрал южную столицу. Здесь устроился водителем автобуса.

Фото: Из личного архива/ Арсен Магомедов

На  маршруте №21 делает 6-8 кругов в день. Говорит, что рутина не затягивает. 

«Вижу, что меняется культура вождения в Ростове. Раньше автовладельцы на легковушках автобусам не давали выехать с остановки, притирали, сейчас останавливаются, пропускают. Удобно, что появились специальные полосы для общественного транспорта. Какие сейчас пассажиры? Разные… В основном нервничают из-за проблем с безналичным расчётом. Например, карта не проходит, или начинают кричать, если выясняется, что у льготника просрочен документ или вовсе подделан. Такое тоже бывает. Конечно, стараюсь избегать конфликтов. Каждое утро из гаража выезжаем, нам напоминают: «Будьте предельно вежливы с пассажирами. Вот эту установку и проговариваю про себя, когда сдерживать эмоции особенно сложно», - рассказывает Арсен Магомедов.

Но самые запоминающиеся для водителя пассажиры – это пьяные. Они, как правило, начинают переругиваться с окружающими, это может перерасти в потасовку. Люди кричат: «Водитель, высадите пассажира!» Иногда достаточно просто остановиться, и дебошир выйдет сам, но, как правило, приходится выводить.

 

В каждой профессии есть свои приметы. У водителей автобуса она такая: если первый пассажир, зашедший в салон, оплатил  проезд без проблем, то в течение дня никаких трудностей и конфликтов с этим не будет.

 

Самое обидное для Арсена, когда после окончания рабочего дня он идёт по  салону автобуса и видит изрезанные сидения, исписанные спинки, пустые пластиковые бутылки. «Иногда так: кто-то вышел из дома с пакетом мусорным, сел в автобус, на остановке вышел, а пакет специально в салоне оставил. Неужели потом самим хочется ездить в ободранном салоне на рваных креслах?» - разводит руками Арсен Магомедов.

У него сын и дочка, спрашиваю, не хотите, чтоб сын стал водителем, когда вырастет? Арсен качает головой: «Сама работа не плохая, люблю возить людей, но вот нервы иногда так вымотают, что хочется махнуть на всё рукой и найти что-то поспокойнее. Но это минутная слабость, пройдёт».