Тамаре Левшиной — 88 лет. Её история — это настоящая летопись жизни деревни, её традиций и ценностей.
Вся судьба женщины связана с родным хутором Михайловка в Красносулинском районе. Там она растила детей, дождалась внуков и правнуков. О том, где искать счастье и душевный покой, Тамара Семёновна рассказала «АиФ на Дону».
«Левшиниха — живая энциклопедия!»
Вечереющая деревня. На одной из придорожных лавочек, аккуратно пристроенной у самого забора, я вижу знакомую пожилую женщину. Когда-то в детстве она, Тамара Семёновна, всех угощала конфетами.
Подхожу ближе, а она тепло улыбается и приветствует в ответ. На вопрос, что же делает на улице, когда все уже разбегаются по домам, отвечает задумчивым вздохом.
«А чего же дома сидеть? Там скучно. Вдруг внуки мимо пройдут — обязательно подойдут, обнимут, поцелуют. Кто мимо идёт — все здороваются, остановятся поговорить. У меня детей пятеро, внуков — десять, правнуков — восемь! Со всеми хорошие отношения, да и между собой они дружны», — отвечает она с гордостью в хрипловатом, но мягком голосе.
«А ты чья будешь-то?» — следует типичный для сельской местности вопрос. Его обычно задают, чтобы понять, к какой семье относится незнакомец. В ответ я лишь показываю рукой в противоположную сторону улицы.
Белые локоны, выглядывающие из-под аккуратно повязанной на голове косынки, кажутся совсем рыжими в лучах заката и даже немного молодят. Улыбку, появившуюся после моего решения присесть рядом, обрамляют и даже подчёркивают морщинки. А бледные голубые глаза осматривают меня с ног до головы.
«Память подводить стала! А я всю жизнь проработала учётчиком. Вот по 200–300 человек работали, весь совхоз знала! Всех по фамилии, имени, отчеству. Помнила, сколько детей, дату рождения каждого. Мне так и говорили: «Левшиниха у нас — живая энциклопедия!» — подмечает Тамара Левшина, горделиво указывая вверх указательным пальцем.
Морщинистые руки
Всю жизнь Тамара Левшина провела в труде на работе и дома. Натруженные морщинистые руки нисколько не дрожат. Видно, что пожилая женщина держала в этих некогда ещё более крепких и уверенных руках семью и хозяйство.
Она работала в бухгалтерии, в плановом отделе, начав ещё до 18 лет, но за заслуги вышла на пенсию раньше, в 50 лет. Ещё при СССР Тамара Семёновна была награждена за рождение и воспитание пяти детей медалью материнства III степени, а на пенсию вышла досрочно со статусом ветерана труда.
«А ещё и хозяйство было! Всех пятерых детей приучали к труду. Всегда по две коровы было, не меньше, а то и по три. Потому что семья большая. Сыр, масло, молоко! Этого всегда море было. Когда кому нужно было — делились, конечно», — продолжает рассказ женщина.
Для неё семья — это не просто родственные связи, а крепкий союз, основанный на взаимной поддержке и любви. В трудные моменты все обязательно помогут друг другу и соберутся вместе.
«Не все в деревне родственники, но все родные!» — добавляет Тамара Семёновна.
По её словам, в деревне невозможно жить в одиночку — здесь важна дружба и взаимопомощь. Соседи и знакомые всегда приходили на помощь друг другу. Тамара Левшина вспоминает, как собирались всей улицей, чтобы помочь обжиться ей на новом месте с ныне покойным мужем. Оказывается, она успела пожить и в городе.
«Мы же жили немного в Лихой, а потом в Михайловке. Нам вся улица дом строила! Кто бетон мешал, кто держал, кто таскал на себе... В выходной день люди приходили. Всем соседям помогали, приходили просто так, чтобы потом весело поужинать. Деньги никто не платил, даже в голове такого не было!» — подчёркивает женщина.
Любовь длиною полвека
Семейная жизнь Тамары Левшиной — это история долгой любви с мужем, с которым они прожили 54 года. Знакомы они были с детства, хоть и жили в соседних хуторах, а учились в одной школе.
«Мы познакомились ближе, два года дружили до армии. Потом он три года служил, я его ждала, переписывались. Вон у меня коробок писем от него до сих пор хранится. А потом пошли и поженились. Его уже 10 лет нет. Когда видела лучше, то возьму коробок, да перечитаю что-нибудь», — с сожалением вспоминает дончанка.
Шесть лет назад у Тамары Семёновны случился инсульт, недуг почти полностью отобрал зрение, но без поддержки она не осталась. Сейчас о женщине заботится дочь.
Скучно не бывает. По словам Тамары Семёновны, в доме постоянно гости: многочисленные внуки и правнуки. На день рождения каждого (а праздничных дат тут немало, собирается всё семейство). Такая традиция сложилась давно.
«А как это так можно — не праздновать? Ну, вот будет день рождения, так покупали лимонады, мороженое ящиками и детей угощали. Чтобы всем досталось! Нам в радость, а дети в гости любили ходить», — рассказывает она.
Вернулась из города
Не могу не спросить, а почему же когда-то она решила вернуться из города в свой маленький хутор. Казалось бы, больше возможностей, больше удобств. Но для Тамары Левшиной деревня — это не просто место, это образ жизни и источник счастья.
«Почему в деревне лучше жить, чем в городе? Лучше, и всё! Кто где привык. Я в городе не могу. Мы в деревне всю жизнь, всех знаем. В городе мы с мужем пожили три года. Он как пришёл из армии, так и уехали в Лихую. Машин не было тут в совхозе, а он шофёр... Там три года прожили. Но постоянно ему говорила, что надо назад, тянуло», — говорит она.
Тут старушка задумывается и замолкает на несколько минут. Но тишина не наступает. Среди шума листвы от нежного летнего ветра слышится гул мотоциклов, которыми увлеклась сельская молодёжь. И сюда добирается новизна, но всё же не убивает деревенский уют. Где-то вдалеке продолжают кричать петухи и лаять собаки.
«Может, так долго и прожила, потому что здесь свободно, привольно в деревне. Детей любила, растила. Теперь они тоже за мной ухаживают. Так и должно быть у человека. А город большой, все друг от друга далеко», — добавляет Тамара Семёновна.
Тут рядом с лавочкой открывается калитка и к нам выходит уставшая женщина, дочь Тамары Левшиной — Галина Дронова. Поздоровавшись со мной, она уводит Тамару Семёновну к столу на семейный ужин, оставив автора этих строк наслаждаться прохладой деревенских сумерек.