Битва за статус. Могут ли перенести столицу ЮФО из Ростова в Краснодар?

Вечерний Ростов-на-Дону © / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

В 2000 году Ростов-на-Дону стал столицей одного из восьми созданных в стране федеральных округов - Южного (ЮФО). 

   
   

Свою роль сыграли географическое положение, развитая инфраструктура, образовательный потенциал. Однако в последнее время всё чаще появляются слухи о возможном переносе столицы ЮФО в Краснодар. Насколько это реально, разбирались «АиФ на Дону».

Губернаторский спор

Несколько лет назад друг автора этой публикации переехал из Ростова-на-Дону в Краснодар, поскольку не смог найти в родном городе работу, о которой мечтал. Сейчас он занимается базами данных в одной крупной компании, с грустью вспоминает малую родину, иронично шутит над Краснодаром, а во время приезда с ностальгией прогуливается по широким улицам Ростова. Тем не менее, возвращаться он не торопится - держат работа и более комфортный климат.

Противостояние двух городов-соседей- вовсе не новая тема для СМИ и общества. Однако известие о том, что Краснодар официально получил статус города-миллионника, дало новый виток слухам о возможном переносе столицы Южного федерального округа. Комментировать тему пришлось даже губернатору Ростовской области Василию Голубеву.

«Нет никаких предпосылок к тому, что столица ЮФО будет перенесена в Краснодар. У каждого города особое место. Ростов имеет запредельный потенциал, и многие крупные города не сравнимы с ним. Мы будем доказывать, что мы - реальная столица Южного федерального округа, а для этого будем все вместе трудиться», - подчеркнул глава региона. 

Не остался в стороне и его коллега - кубанский губернатор. Вениамин Кондратьев заступился за свой регион в интервью «РБК». «Экономика Краснодарского края - одна из самых сильных в стране и точно самая сильная на Юге России. Где-то, конечно, экономические показатели Ростовской области выше, в чём-то лучше Кубань. Но в целом, я считаю, что мы достаточно динамично развивающийся регион, который постоянно наращивает обороты. И условия жизни людей, надеюсь, тоже будут улучшаться вслед за экономикой», - пояснил Вениамин Кондратьев.

   
   

В то же время вопрос о возможном переносе столицы ЮФО кубанский губернатор обошёл. 

Померяемся цифрами

Впрочем, даже с самой новостью о том, что Краснодар стал миллионником, не всё так просто. Речь идёт о понятии городского округа. Помимо самого Краснодара, в городской округ входят ещё 29 населённых пунктов, таких, как станица Елизаветинская, а также сельские территории. И вот именно вместе с ними краснодарским властям удалось добраться до искомой цифры в один миллион жителей. По официальной же статистике Росстата за 2018 год, в самом городе Краснодаре проживают 899,5 тысячи человек, в то время как в Ростове-на-Дону - 1130,3 тысячи человек.

Тем не менее, Краснодар действительно постоянно напоминает о себе, привлекает инвестиции, а также активно борется за потенциальных жителей. К примеру, по итогам 2017 года город занял четвёртую строчку в рейтинге «Лучшие города России по уровню жизни», составленном экспертами Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ. Также город старается стремительно развиваться. Он трижды признавался «Лучшим городом России для ведения бизнеса» по версии журнала «Форбс». Если сравнивать регионы, то по качеству жизни в 2018 году Краснодарский край оказался на шестом месте в России, а Ростовская область - лишь на 19-м.

Курорт или мегаполис

Принято считать, что Ростов продолжает почивать на лаврах, в то время как Краснодар поступательно развивается и застраивается. В то же время прошедший Чемпионат мира по футболу-2018 сделал донскую столицу более узнаваемой: за границей теперь всё реже приходится объяснять, где находится город. Ростов получил современный аэропорт вместе с 350 высвободившимися гектарами для будущего комплексного освоения в районе проспекта Шолохова, а также впервые серьёзно перешагнул через Дон: строительство стадиона «Ростов-Арена» должно стать «первой ласточкой» для будущего спортивного кластера и застройки Левобережья. Обсуждается вопрос и о создании ростовской агломерации - присоединении Батайска и Аксая. 

Прецедент уже есть

Несмотря на стремительное развитие Краснодара, эксперты сходятся во мнении, что перенос столицы Южного федерального округа пока невозможен. Во-первых, сейчас для этого нет явных причин: Ростов не отстаёт от южного соседа, а потенциал обоих городов ещё не раскрыт. Во-вторых, это потребует серьёзных финансовых затрат. Наконец, такой шаг сложен организационно, поскольку вместе с полпредством придётся перевозить на Кубань штаб Южного военного округа, Управление Росгвардии и ряд других силовых структур.

И всё же Ростову-на-Дону нужно держать себя «в тонусе» и реализовывать планы, описанные в Стратегии социально-экономического развития до 2035 года - развитие экономики, улучшения инфраструктуры, в том числе транспортной. Важно также не забывать, что первый прецедент переноса столицы федерального округа уже есть. Столицей Дальневосточного федерального округа с 10 декабря вместо Хабаровска стал Владивосток. Приморье было выбрано приоритетным регионом, а сам Владивосток имеет хорошо развитую инфраструктуру, транспортные развязки. Кроме того, в новую столицу ДФО ранее было вложено много средств для проведения международных форумов и встреч.

Соперничество между двумя городами идет по всем направлениям. 24 февраля ФК «Ростов» обыграл «Краснодар» со счетом 1:0 и вышел в полуфинал Кубка России Фото: ФК Ростов

Борьба за жителя

Помощник секретаря Общественной палаты РФ, эксперт программы «Комфортная среда» Александр Водяник:

«В советское время Ростов-на-Дону выделялся среди столиц соседних регионов сильным набором предприятий, он был местом, где новаторские идеи пронзали его во многих сферах городской жизни.

Фото: Из личного архива/ Александр Водяник

Город можно было сравнить с умудрённым жизненным опытом мужчиной, который хорошо знает своё место в жизни сейчас и в будущем. Краснодар же тогда не давал и толики ощущения, что может стать конкурентом Ростову.

Однако затем донская столица застыла, началась ликвидация ряда предприятий. Краснодар же после прихода губернатора Александра Ткачёва стал развиваться, он становился на глазах калейдоскопом, разным и многоцветным. Подготовка к Олимпиаде-2014 принесла инвестиции и поток людей.

Чемпионат мира по футболу-2018 в Ростове позволил сравнить процессы подготовки. Мы увидели попытки покрасить заборы, натянуть баннеры, однако это нельзя назвать развитием города. При этом привлечение федеральных средств должно было раскрыть потенциал города.

В то же время в Краснодаре появляется не дающий покоя парк Галицкого с футбольной школой, охватившей практически весь край - это уже иной формат развития города Краснодара. Начинает работу сообщество «Помоги городу», включённое в административную структуру в качестве эффективного партнёра.

На мой взгляд, именно создание городской среды, воспринимающей жителей и жителя как партнёра, отличает Краснодар от Ростова сейчас. Важно понять, что производство электровозов и вертолётов уже давно не является качественными показателями развития. В то же время попытки копировать позитивный опыт других регионов без понимания его причин не будут иметь успеха, а только будут распылять сформированный формат города. Таким образом, борьбу за жителя Ростов сейчас явно проигрывает».

Только амбиции

Экономист-урбанист, директор автономной некоммерческой организации урбанистических решений «Фабрика города» Михаил Векленко:

«Классическое понятие города подразумевает город­скую среду. Я считаю, что Краснодар - это огромная деревня, выросшая почти до миллионного города.

Фото: Из личного архива/Михаил Векленко

Это огромный частный сектор с улицей Красной, которая имеет более-менее пригодный вид. В городе нет общественных пространств, новый стадион хорош, но он не формирует город. В долгосрочном плане Краснодар побеждает в том, что к ним (в основном благодаря климату) переезжает много жителей из других регионов, в частности из Сибири и с Дальнего Востока, а также бизнесмены. Это провоцирует запрос к качеству инфраструктуры.

В то же время Ростов уже сейчас имеет колоссальную инфраструктуру: театры, проспекты, бассейны, понемногу обустраиваемые городские пространства - это позволит сохранить лидерство надолго. Количество жителей в городе увеличивается. В последние годы реализовано много проектов: два моста через Дон, Северный обход, стадион, аэропорт. Я считаю, что перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток был связан с политическими процессами, в Краснодаре такая история невозможна. Не нужно забывать и о том, что правительство Ростовской области хорошо отработало ситуацию с Украиной, которая, кстати, до сих пор актуальна. Поэтому перспектив у переноса столицы ЮФО нет. Это только политические амбиции Краснодара, но ставку на них никто не делает».

Кстати
РЖД рассматривает вопрос строительства и запуска высокоскоростной магистрали из Ростова-на-Дону в Краснодар. Расчётная скорость движения скоростного поезда на этом маршруте составит 400 км/ч, при том, что расстояние между Ростовом-на-Дону и Краснодаром составляет всего 250 километров. Другими словами, добраться из одной региональной столицы в другую можно будет меньше, чем за час. Фактически это превратит Ростов и Краснодар в единую городскую агломерацию.