В Сочи завершился XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который собрал более 25 тысяч молодых людей из 180 стран мира. Участники форума смогли посетить ещё 16 городов России, в том числе и Москву.
Столица нашей страны уже в третий раз принимала молодёжный фестиваль. Участником двух первых – в 1957 и в 1985 годах, стал житель Таганрога Олег Набоков. О том, как это было, таганрожец рассказал «АиФ-Ростов».
Олег Набоков. Родился в Таганроге в 1942 г., советский и российский журналист.
Трудовой путь начал старшим пионервожатым в таганрогской школе №2 им. А. П. Чехова.
В 1965 г. окончил Таганрогский радиотехнический институт, где позже работал одним из первых деканов факультета общественных профессий.
Работал в РК и ГК КПСС Таганрога, старшим инженером производственного отдела НКБ «МИУС» ТРТИ, впоследствии ̶ замначальника и начальником ОПБ ТРТУ.
В 2002 г. стал первым и пока единственным директором Политехнического музея Таганрогского радиотехнического университета (ныне ЮФУ).
Олегу Николаевичу Набокову 75 лет. Он – руководитель Политехнического музея Южного федерального университета. В дни сочинского фестиваля застать на работе его не получилось – директор был в отпуске. Но когда узнал, что его разыскивают как участника фестивального движения, с радостью откликнулся, поделился воспоминаниями, впечатлениями и фотографиями.
Мальчик в тюбетейке
Оказалось, что на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году Олег Набоков попал, будучи школьником.
«Участниками фестиваля главным образом были студенты 17-18 лет и молодёжь постарше. Но руководство СССР решило: раз такое событие происходит в нашей стране, можно направить туда и достойных школьников, чтобы набирались опыта, – рассказывает Олег Николаевич. – Я как раз окончил восемь классов, и меня делегировали от Ростовской области».
Олегу было тогда 15 лет, но, благодаря своему росту, выглядел он взрослее своих ровесников.
«Вот на переднем плане я в тюбетейке с группой иностранных друзей, а на этом снимке мы с президентом молодёжной организации из Индии, а здесь – обмениваемся адресами со студентом из Китая, а у Кремлёвской стены – с делегатами из Японии», – Олег Николаевич с гордостью демонстрирует фотографии 60-летней давности.
«Бросали букеты и целовались»
Он и сейчас всё помнит до мельчайших подробностей:
«В Москву тогда приехали 34 тысячи посланцев разных стран. Большинство из них жили на ВДНХ, в гостиницах. Мне разрешили остановиться у моих московских родственников.
Открытие фестиваля должно было пройти на Центральном стадионе имени В.И. Ленина («Лужники»), куда участников доставляли на машинах. Маленькие делегации ехали на легковушках с открытым верхом, большие – на грузовиках.
Жители столицы с ночи занимали места по пути следования колонны по Садовому кольцу, на перекрёстках, на площади Маяковского. Конечно, стояли милиция и солдаты. Но когда колонна появилась, народ прорвал оцепление и кинулся к машинам. Кричали приветствия, поздравляли, бросали букеты цветов, жали руки, иногда даже доставали до лиц и целовались.
Советские люди очень хотели увидеть участников фестиваля, проявили душевность, открытость и гостеприимство, умение встречать гостей.
Колонна растянулась на несколько километров и опоздала в «Лужники» на два с половиной часа, где нас ждал сам Климент Ворошилов – председатель Президиума Верховного Совета СССР».
Московские вечера
Олег Николаевич особенно подчёркивает атмосферу свободы и открытости, необычную для тех дней: демонстрации, спортивные состязания – днём, карнавалы, джазовые концерты – вечером, возможность общаться до поздней ночи, споры о Хемингуэе и Ремарке, разговоры о дружбе между народами и мире во всём мире. По мнению таганрожца, тогда у молодёжи СССР был большой опыт борьбы за права угнетённых, а нынешнее поколение разучилось бороться.
«Можно было танцевать прямо на улице, можно было петь – никто тебе ничего не скажет, – говорит участник фестиваля о памятных днях. – Особенно часто пели «Подмосковные вечера» на разных языках. А танцевали так, что теряли обувь, которую было непросто потом поднять в передвигающейся толпе вечером. Но все заботились друг о друге, и по утру часто можно было видеть выставленные на сцене перед Манежной площадью девичьи туфельки, которые потом разбирали хозяйки.
На фестивале я впервые увидел певицу Эдиту Пьеху и танец «Рок-н-ролл» – в Кремле на Ивановской площади.
В один из дней фестиваля проходило карнавальное шествие, которое завершалось на Манежной площади. Здесь со сцены к участникам шествия обратился индийский актёр и режиссёр Радж Капур, известный по фильму «Бродяга».
Многотысячная толпа молодёжи двигалась, как живой плотный организм так, что девушки теряли обувь, которую после мероприятия можно было найти выставленной на сцене.
Сад дружбы
Приехавшие иностранцы легко и просто общались не только между собой, но и с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше 800 мероприятий.
Вот как об одном из них рассказывает Олег Николаевич:
«Возле Северного речного вокзала мы заложили сад дружбы. Приехали на пустое поле, где были подготовлены деревья, в том числе и фруктовые. Вдруг пошёл дождь, но он нас не испугал, к тому же быстро прекратился. Мы занялись делом, сажали деревья, устанавливали рядом с ними таблички, клялись следить за ними и ухаживать.
Одновременно представители союзных республик на огромных подносах носили фрукты и ягоды, угощали участников трудового десанта.
Прошли годы, сад вырос, теперь там есть улица Фестивальная. И когда я бываю в Москве, гуляю в этом парке».
Счастливый билет
Попасть на такой форум – было всё равно, что вытащить счастливый билет, в судьбе каждого участника он сыграл особую роль.
Олег Набоков, например, после столичного праздника написал заметку в местную газету. А через несколько лет таганрогский школьник окончил Высшие курсы журналистов в Москве, и сразу же был аккредитован на международном Московском кинофестивале.
Позже Олег Николаевич стал режиссёром массовых театрализованных представлений при Союзе театральных деятелей СССР. А первую практику проходил в качестве помощника главного режиссёра Олимпиады-80.
Работая корреспондентом, наш земляк побывал на 22-х молодёжных, в том числе – и международных форумах, стал участником и ещё одного Всемирного фестиваля в Москве, в 1985 году, но такого – замечательного и яркого, как в 1957-м, по его признанию, больше нигде и никогда не видел.