Объединяй и сноси? Что будет со старым Ростовом

Пока старые особняки не превратились в руины, ростовчане стараются их запечатлеть для следующих поколений. © / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

Вопреки ожиданиям Минкульт РФ отказался согласовать проект объединённой охранной зоны для исторического центра Ростова. Городские власти рассчитывали, что документ позволит решить вопрос с участками под аварийными домами, у которых нет статуса памятников архитектуры. При этом активисты, защищающие историческую застройку, наоборот, считают отказ федеральных чиновников хорошей новостью.

   
   

Кто прав, пытался выяснить «АиФ-Ростов».

Накрыло «культурой»

Если бы в донской столице появилась охранная зона, то не ценные, с культурной точки зрения, её участки можно было бы официально и невозбранно передавать инвесторам. Об этом ещё в 2020 году говорил глава администрации Ростова Алексей Логвиненко.   

С его точки зрения, границы охранной зоны должны были выглядеть следующим образом: улица Сиверса – площадь Толстого – улица Красноармейская – улица Береговая. Предполагалось, что аварийные здания здесь будут сносить, но при этом застройщик на этом месте обязан будет построить недвижимость, имеющую деловое назначение, сугубо в историческом стиле. Даже определённые стройматериалы предполагалось оговорить отдельно.  

Позже Алексей Логвиненко посетовал, что делать то же самое со старыми домами, которые когда-то были жилыми, нельзя из-за законодательных ограничений.

Справка
​С 2014-го по 2021 год в Ростове снесён 61 аварийный жилой дом. Было расселено 46, подлежит сносу — 214. Из 294 аварийных домов 19 включено в перечень объектов культурного наследия.
«Весь центр «накрыт» охранными зонами объектов культурного наследия. Зачастую мы такие дома расселяем, а что с ними делать дальше — непонятно», - говорил тогда градоначальник.

Проект объединённой зоны охраны начали разрабатывать специалисты ГАУ «Донское наследие». На это городская казна потратила 8,2 млн рублей.

   
   

Руины в центре

Предложение Алексея Логвиненко строить новые дома исключительно в историческом стиле встретило критику со стороны архитектурного сообщества Ростова. Архитекторы Евгений Задорожний и Андрей Дойницын резонно заметили, что обратить внимание, всё же, стоит не столько на исторический вид и деловой стиль, а на то, впишется ли здание в существующую застройку. Кроме того, старые здания, по их мнению, не всегда соответствуют современным требованиям противопожарной безопасности и стандартам торговли.

С одной стороны, активисты просят ввести временный мораторий на ликвидацию исторической застройки. Но порой, старинные здания в центре Ростова рушатся и без помощи ковша. В феврале 2020 года в доме на пересечении переулка Семашко и улицы Серафимовича обвалился балкон. В июле 2021 года обрушился аварийный дом на Социалистической, 130. Очередной такой случай произошёл 5 февраля 2022 года на улице Ульяновской, 6, литер А. По данным администрации, дом был признан аварийным и подлежал сносу.

«Он был полностью расселён, земельный участок изъят для муниципальных нужд. К счастью, в результате обрушения стены никто не пострадал. И эта ситуация ещё раз доказывает, насколько важно вовремя признавать старые дома аварийными и принимать решения, которые обеспечивают безопасность людей», - прокомментировал ситуацию Алексей Логвиненко.

Администрацию можно понять: в этот раз от обрушения никто не пострадал, но ведь подобное могло привести и к трагедии. Очевидно, что между всеми сторонами нужно находить баланс в рамках открытого диалога.

Координатор проекта «МойФасад» Елена Чернышёва:

— В проекте сильно завышена этажность допустимого нового строительства рядом с архитектурными памятниками, нет гибкой системы регламентов, учитывающей высотные особенности отдельных кварталов. Не учтён фактор рельефа. Нужно расширить список ценных градоформирующих объектов, то есть зданий, не имеющих статуса архитектурного памятника, но относящихся к исторической ценной фоновой застройке. Вне исторического контекста, зажатые среди высотных зданий, архитектурные памятники визуально теряются, происходит потеря архитектурного и исторического облика города. Сейчас фоновая застройка не защищена, то есть при необходимости можно сносить кварталами. Проектировщики учли в качестве «ценных» чуть больше 200 зданий. Мы насчитали больше 1,5 тысячи.

Чтобы не допустить ситуаций с обрушениями, нужны консервационные и противоаварийные работы, сейчас их не проводят. Чтобы здание не получило статус аварийного, важен своевременный и качественный ремонт, что также не происходит. Часто причиной появления аварийных домов становится высотное строительство рядом. Поэтому я не поддерживаю рвение администрации отдать исторический центр на освоение инвесторам. «Осваивать» необходимо очень деликатно, только после проведения территориального анализа, утверждения мастер-плана, общественных обсуждений и формирования прозрачной концепции развития.