Неизвестный адрес известного фотографа. Что открыл донской краевед?

Так фонтан в Волгограде выглядит сейчас. © / Юлия Шеверева / АиФ

Кажется, всех наших земляков мы знаем наперечёт, их именами названы улицы, о них рассказывают учителя и родители. Но порой, случайно всплывает имя, которое мы, конечно, слышали, но о связи его с донской землёй практически никто не знает. Такое открытие сделал ростовский краевед, автор проекта о городе «Ниже Садовой» Леонид Санкин.

   
   

Просматривая фамилии и адреса ростовцев начала XX века, я обратил внимание на знакомую фамилию. Вероятно, когда-то я её случайно услышал или мельком увидел в какой-нибудь книжке. Евзерихин. Проверил и, действительно, вспомнил. Речь идёт о знаменитом в 30–50-е годы прошлого века фотожурналисте и классике советской фотографии.

Конечно, в алфавитном указателе прежних жителей Ростова-на-Дону записан не он, не Эммануил Ноевич, а его отец Ной Абрамович, купец 3-й гильдии. В 1916 году ему было 35 лет, его женой была 32-летняя Любовь Рафаиловна, а также дочь Анна 12 лет и сын Эммануил 5 лет. Владел купец Евзерихин магазином меховых изделий.

Новая власть восприняла купца-еврея вполне благосклонно. После революции Ной Абрамович оказался полезным народному комиссариату внешней торговли, а Эммануил с конца 20-х годов начал работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». Уже с 1933 года он занимался фотохроникой главного информационного агентства страны и через год переехал в Москву.

Когда смотришь довоенные кадры хроники Евзерихина, в голове всё время звучит песня «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля». Он стал певцом только что родившейся страны. Не зря его работы участвуют в этапной для советской фотографии «Выставке Советского фотоискусства». Затем Эммануил Евзерихин как корреспондент «Союзфото» был аккредитован в Кремле, фотографировал конгрессы, съезды, делал портретные снимки представителей советской и партийной элиты. Героями его работ были Сталин, Чкалов, Горький, Бу­дённый.

Многим из старшего поколения ростовчан широко известны эти фотоработы Евзерихина: «Метательница копья», «Горнист», «В московском таксопарке», «Торговля в Елисеевском магазине», «Пляж в Химках». Тогда ими восхищался весь Советский Союз.

Своим талантом он умел создать впечатление беззаботности и беспечности довоенной жизни, и это несмотря на то, что в то время в стране происходили массовые репрессии, суды, надвигалась коричневая чума Второй мировой войны.

   
   

Но и на Великую Отечественную Эммануил Ноевич отправился в первых рядах. Со своей «лейкой» в качестве фотокорреспондента ТАСС снимал на 4-м Украинском, 2-м Белорусском и 3-м Белорусском фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные им в Сталинграде. Участвовал в освобождении родного Ростова-на-Дону, Таганрога, городов Донбасса, Минска, Варшавы, взятии Кенигсберга, войну закончил в Праге.

Его фотографии известны многим. Вот бойцы Красной армии демонстрируют в одном из освобождённых районов Сталинграда немецкие эрзац-валенки, а вот моряк в Таганроге рассказывает фронтовые байки пацанам. Вот женщина на пепелище, а вот немецкий убитый солдат на проспекте Будённовском у гостиницы «Ростов», на стенах которой написано Soldatenheim (солдатский клуб).

А это Южный фронт. Экипаж советского бронеавтомобиля с овчаркой Джульбарс. Это Сталинград – знаменитый детский хоровод, скульптура на фоне разрушенного города, которую и сейчас можно видеть в Волгограде.

И наконец, весна 1945 года. Жители Праги приветствуют советских солдат.

После войны Эммануил Ноевич продолжил свою работу в ТАСС. Он снимал мирную жизнь, восстановление страны после тяжёлых военных лет. Среди его работ – серия фотографий вернувшегося в Советский Союз Александра Вертинского, в том числе с его дочками, молодая Майя Плисецкая в рижском доме моды.

В 1960-е годы Эммануил Евзерихин вернулся к своей национальной идентичности, начал активно снимать богослужения в московской синагоге в Марьиной роще. В отличие от его прежних фотографий эти кадры стали известны только в последние годы. Случилось это тогда, когда выставка работ мастера под названием «Фотографии, которых не было» из коллекций базирующегося в Швейцарии фонда оказалась на стендах Еврейского музея и Центра толерантности.

Эммануила Евзерихина не стало в марте 1984 года. Дом, в котором он родился, до сих пор сохранился в Ростов-на-Дону.

До революции он имел 99-й номер по улице Темерницкой. В 1915 году его собственником был Авраам Лейзерович Рувинский. Сейчас это здание имеет адрес: Темерницкая, 57. В старом особняке сейчас ресторан. Сюда приходят люди, пьют, едят и невольно прикасаются к истории.