Если бы много-много лет назад одной девочке-отличнице сказали, что она будет работать уборщицей, она бы не поверила. Если бы женщине, зарабатывающей на жизнь уборкой квартир, сказали, что она станет бизнесвумен, она бы рассмеялась.
Но жизнь удивительна и непредсказуема, а судьба дарит нам свои испытания и награды. Как рабочая профессия может привести в бизнес, расскажем на примере предпринимателя Яны Мельниковой.
У каждого свои баобабы
В школе Яна всегда была отличницей: пятёрки в дневнике, «должность» председателя совета дружины и полный порядок во всём — на столе, в портфеле, в одежде. После школы решила стать учителем математики — строгость цифр её всегда привлекала. Вот только заветный красный диплом по специальности «прикладная математика» Яна получила в середине тех самых 90-х, которые называют лихими.
Ещё на пятом курсе она вышла замуж, родила дочку. Жить молодой семье было не на что: учителям платили копейки, учёные никому не были нужны, а детские сады позакрывали или отдали под коммерцию.
«В тот момент я отчётливо поняла смысл слов, которые часто повторяла моя бабашка: „Институт — это хорошо, но ты, Янка, учись что-то делать руками. Это всегда кусок хлеба“. А что умела я? Стирать, варить, убирать, — вспоминает Яна Борисовна. — В прачки или поварихи я пойти не могла, а вот заняться уборкой квартир и коттеджей вполне».
Муж Игорь в то время писал диссертацию, и на семейном совете решили: он будет заниматься наукой и сидеть с дочкой, а Яна пойдёт работать.
«Стыдилась ли я этой работы? Не припомню такого. Мне просто некогда было думать. Да и многие в те годы выживали, как могли — кто на рынке торговал, кто машины гонял, кто с детьми чужими сидел, — говорит собеседница rostov.aif.ru. — Ну, а ещё я очень люблю сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Особенно это место: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». И Маленький принц шёл пропалывать баобабы. «Это очень скучная работа, но совсем нетрудная». Вот и я шла на работу, чтобы «привести в порядок свою планету».
Клининг — это вам не швабры
Вопрос о собственной фирме встал сам собой примерно через год. Заказов было всё больше, и одна Яна с ними уже не справлялась. Рекомендовала других.
«Рекомендовала, а сама переживала, как могу поручиться за кого-то другого? Я привыкла за свою работу отвечать и за слова тоже. Тогда стала присматриваться к таким же девочкам, как я. У нас сама собой образовалась команда, и я была в ней неформальным лидером. Ну, а уже потом стала формальным — зарегистрировала свою компанию», — рассказывает предприниматель.
Так, начав свой трудовой путь с рабочей профессии, она стала создавать рабочие места для других. Только работая «по-взрослому», Яна поняла, что частная уборка от профессионального клининга отличается как небо и земля. И клининг — это не только тряпки и швабры, а технологичная индустрия чистоты, где есть свои цеха и целый парк профессионального оборудования. Что убирать квартиры и частные дома — это одно. А торговые залы, бизнес-центры и медучреждения — совсем другое дело. И что бытовая химия из соседнего магазина для качественной уборки не подходит — нужны профессиональные средства и инвентарь. Просто убрать квартиру любая хозяйка и сама может. Сделать это профессионально не каждому клинеру под силу.
«С кадрами, кстати, сложнее всего. Большинство людей считают, что это несложная работа. При этом непрестижная, а значит, временная и никакой квалификации не требует. Но это огромное заблуждение. Рабочая профессия сегодня — это именно квалификация, знания и опыт, — уверена Яна Борисовна. — Работодатель тоже должен это понимать и платить не как „просто уборщику“, а как мастеру чистоты. Мастеру! Мастера на рынке труда стоят дорого».
Кризис — это возможности
Но в 2020 году наступила пандемия. Работа клининга просто встала. Череда локдаунов многих заставила даже
уйти с рынка. Но только не Яну.
«Для меня этот кризис был не первым. И явно не последним. Как предприниматель я давно не ищу лёгких путей и не жду, что кто-то будет меня спасать. Сама, сама, сама, — признаётся она. — Пару недель мы погоревали, а потом устроили мозговой штурм. Кризис — это возможности. Я давно это поняла на своём опыте».
Пришлось менять формат руководства: оказалось, что руководить дистанционно не только можно, но это ещё и гораздо эффективнее, чем из офиса. Не отвлекаешься на ненужные детали и разговоры. Меньше суеты, а дела больше. Многие подходы к работе фирмы Мельникова пересмотрела именно тогда: систематизировала бизнес-процессы и даже занялась разработкой собственной франшизы. А в 2021 году попёр ещё и спрос. И бизнес вырос! Рост спроса на услуги клининга подтверждают и факты: по аналитическим данным сервиса «Авито. Услуги», спрос населения на уборку дома увеличился в 2021 году на 82%. И сегодня рабочие руки мастеров чистоты нужны как никогда.
И всё-таки главным, что привело Яну к успеху, она сама называет не случай и не кризис, а любовь к порядку и уважение к чистоте.
Только зовите и платите!
Сегодня много говорят об экологии, забывая, что экология — это наука о чистоте окружающей среды. И опирается она на законы природы, основной из которых — закон равновесия и гармонии.
«Мне как профессионалу и человеку, стремящемуся к этой гармонии, очень больно смотреть, во что за последние пару лет превратился Ростов. Площадки ТБО завалены мусором. И это в южном городе, который по определению должен утопать в садах и цветах! — сокрушается Мельникова. — Как предприниматель с большим опытом в индустрии чистоты скажу — причина здесь не в деньгах. Важны грамотное управление и организация бизнес-процессов. Не нужны никакие дополнительные деньги, только изменить подход. Но в первую очередь надо захотеть сделать город чистым».
Кстати, по чистоте площадок ТБО гости Ростова судят о самом городе и уровне его коммунального обслуживания. Коко Шанель говорила: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Какое оно у туристов, впервые приехавших в Ростов-на-Дону?
Оценка кафе, ресторанов, парков города подсознательно начинается именно с чистоты. Как бы ни были вкусны блюда в ресторане, посетителю больше запомнится грязный, вонючий туалет. Мусорки в городе — аналог туалетов в зданиях. Пока в Ростове с этим беда.
«Для меня очень важен тот экологический след, который я оставлю после себя. Но я возделываю свою ниву. У тех, кто отвечает за города и сёла, возможностей больше, — уверена Мельникова. — Руки рабочих превратят город в сад, только зовите и платите!»
Рабочая профессия —
это квалификация, знания и опыт. Поэтому платить нужно не как «уборщику», а как мастеру чистоты. Мастера на рынке труда стоят дорого.
Пять шагов к расхламлению
- Не бойтесь минимализма — для жизни нужно не так много вещей.
- Сортируйте вещи не по комнатам, а по категориям: книги, документы, сувениры, одежда и т.д.
- В закрытых шкафах и ящиках храните 80% всех вещей и только 20% на виду.
- Поставьте в каждом помещении ведро для мелкого мусора: обрезков, фантиков и проч.
- Выбрасывайте всё лишнее без сожаления — это путь к новому.
Предсмертная уборка
Термин «предсмертная уборка» появился благодаря 80-летней художнице из Швеции Маргарет Магнуссон. Она придумала свою систему уборки и сортировки вещей, когда задумалась о том, что останется после неё детям. Чтобы они не стояли перед выбором — выбросить или оставить. Женщина предлагает расставаться с хламом добровольно ещё при жизни. Оставлять только то, что необходимо и дорого памяти, и безжалостно выбрасывать лишнее. Маргарет уверяет, что с одеждой и обувью расставаться легче, чем с такими вещами как открытки, фото, письма, книги. Ведь они буквально наэлектризованы воспоминаниями.
Минутное дело
Все дела, на которые требуется меньше минуты, лучше делать сразу, как только вы их заметили. Например, подмести рассыпавшуюся крупу, вымыть одну-две тарелки, протереть зеркало в ванной комнате, отнести на место чашку из спальни т.д.