Мясной мрамор. Где купить донскую говядину?

С ранней весны до осени две тысячи герефордов находятся на естественном нагуле. © / Лариса Белоконь / АиФ

Ростовская область хочет больше мяса

Герефорды - животные крупные, сильные, выносливые. Бычки вырастают под тонну весом с мощным торсом, покрытым шерстью. 

   
   

Они вольготно чувствуют себя на пастбищах в хуторе Меркуловском Шолоховского района. 

На севере Ростовской области мясным скотоводством занимаются в единственном хозяйстве - в СПК племзавод «Меркуловский». Мраморное мясо герефордов - настоящий деликатес. А вот когда же мясное скотоводство станет прибыльным? Сами животноводы ответа на этот вопрос не дают.

По продуктивности с этой породой никто не сравнится. Бычки при правильном кормлении могут давать от 800 до 1500 граммов привеса в день, тёлочки - до 1200 г.

По вкусу мясо - мечта любого гурмана: стейки без жира. Фото: Shutterstock.com

По вкусу мясо - мечта любого гурмана: стейки без жира. Ещё в XVIII веке фермер из англий­ского графства Герефорд вывел эту необычную породу коров: молока совсем не дают, а вот мясо прославилось на весь мир.

Николай Локтионов со своими специалистами оценил качество кормовой культуры сорго «сажень», которая выросла выше человеческого роста. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Председатель СПК Николай Локтионов более 30 лет назад завёз первую партию герефордов на родину писателя Михаила Шолохова. Животноводы сделали всё, чтобы бычкам здесь было лучше, чем на исторической родине.

Этой породе хорошо при любом климате. Начальник цеха животноводства Татьяна Горюнова говорит, что рогатое племя не требует каких-то специальных условий содержания. Основная статья расходов - качественные корма.

   
   

«Герефорды любят долго по­гулять и сытно покушать, - объясняет опытный животновод. С ранней весны до поздней осени скот на естественном нагуле, ведь зелёная травка - лучший корм. Недостатка нет ни в сене, ни в силосе, ни в комбикорме. На зи­му всем запасаемся, так что ви­тамины у наших бурёнок весь год. Поэтому бычки могут весить и до тонны!»

Затраты на племенное дело

По словам Николая Кирилловича, племенной скот содержать дороже обычного. Но как бы трудно ни было, пустить под нож животных даже мысли не было. А ведь почти все животноводческие хозяйства в округе перестали существовать. И только в хутор Меркуловский едут со всей России за племенными бычками и тёлочками.

Это всё - железная воля председателя! Не может он себе представить деревню без коров, свиней, овец. В таких случаях говорят: «Не благодаря поддержке государства, а вопреки». Две тысячи - на этом уровне и держит поголовье герефордов.

Каждый год ситуация на рынке животноводческой про­дукции складывается по-разному. К сожалению, в условиях импортозамещения «мясники» совсем не обогатились. Прибыльным мяс­ное производство не стало. Хозяйство говядину продаёт по 120 рублей за 1 кг живого веса. 

На рынке же цены в два раза выше. В карманах производственников прибыли нет.

Большие надежды были на программу грантов Минсельхоза, которые выдают на создание семейных животноводческих ферм. Но в корне ситуацию они не изменили. Фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств покупают небольшие партии: одного бычка и с десяток тёлочек. 

Председатель - патриот: старается первым делом удовлетворить спрос на мясо внутри Ростовской области. Хочет, чтобы донской потребитель питался качественным мясом. Специалисты хозяйства следят за тем, чтобы покупатели герефордов не пускали их под нож, а приобретали для воспроизводства.

Главное, любой скот оберегать от болезней. Заботиться на­до и о телятах, и о коровах, и о быках-производителях.

15 лет ветврачом работает Ирина Филатова: как пришла на практику, так и осталась в хозяйстве. У неё весь скот привит вовремя. Четверть века холит и лелеет герефордов и Татьяна Горюнова. Именно она отвечает за работу всего животноводческого комплекса. Заработная плата у животноводов этого хозяйства больше 20 000 рублей.

Цены на хлеб не сложат

Зарплата у механизаторов в июле - 37831 рубль. В уборку комбайнёры намолотили более 6000 тонн зерновых. Это существенно меньше прошлого рекорда. Николай Кириллович в сельском хозяйстве 56 лет и признаётся, что сюрпризы надо ждать каждый год. В этом году они больше со знаком минус: и валовой сбор меньше, и качество похуже. Опытный аграрий не скрывает, что крестьянам сейчас труднее, чем в 90-е годы.

«С каждым годом сельский труд обесценивается, - говорит председатель. - В 1991 году паритет цен был таким: за 1 кг пшеницы давали столько же, сколько и за 1 кг дизтоплива. Сегодня у меня зерно забирают по 8 рублей, а ГСМ я покупаю по 45 рублей. В шесть раз горючее дороже пшеницы!

В шесть раз горючее дороже пшеницы Фото: pixabay.com

Пять килограммов зерна должен отдать, чтобы купить килограмм дизтоплива. И на запасные части к сельхозтехнике цены уже не сложить. Если поломался трак­тор или комбайн, то платить надо не тысячи, а десятки и сотни тысяч рублей. При таком разбросе цен только и остаётся выживать».

Много лет хозяйство не пользовалось кредитами. А тут решили воспользоваться льготным кредитом под 5%. Оформить его смогли лишь со второй попытки: справок надо собрать не один том. Когда же получили пять миллионов рублей льготного кредита, то их хватило на покупку всего двух бензовозов с топливом.

Николай Кириллович из тех руководителей, которые ведут аграрный бизнес, полагаясь на собственные силы и те деньги, которые зарабатывает коллектив в растениеводстве и животноводстве. Когда сам себе хозяин, тогда и спрос только с себя. Конечно, хотелось бы получать и государственную поддержку, но она до крестьян не доходит.

Почему деревня вымирает?

В год предприятие платит налогов 12 млн рублей. А что с этих денег имеют жители хуторов? Председатель разводит руками: дороги, освещение, газификация - на уровне прошлого столетия. А со следующего года селянам жить и работать ещё тяжелее будет.

Налоговые отчисления на заработную плату возрастут с 45 до 50% из-за увеличения НДС. Николай Локтионов думает, кто и как будет жить в родном хуторе?

Боится как бы и Меркуловский в скором времени не признали бесперспективным селом. Ведь уже заговорили о бесперспективности не только отдельных хуторов, но и целых сельских поселений. За пять лет ни один молодой специалист на работу не пришёл.

Это крупные агрохолдинги кадровая проблема не волнует. А у настоящего крестьянина душа болит и за урожай, и за людей. На родине великого Шолохова хотят жить не одним днём, а с надеждой на перемены к лучшему в будущем.