«Мы живём в раю». Художник пишет, как он дышит

Алексей Курманоевский: С возрастом начинаешь больше ценить жизнь. © / Из личного архива

Когда стране не до искусства

Беседа корреспондента «АиФ на Дону» с художником Алексеем Курманаевским проходила в ростовском здании Союза художников России - обветшалом особняке прошлого столетия, мало похожем сегодня на Храм искусства. Потрескавшаяся штукатурка, покосившиеся стены развернули разговор с художником на 180 градусов.

   
   

Алексей Курманаевский: Это здание выстроили художники в конце 30-х годов прошлого столетия. До перестройки дома творчества и Союза художников поддерживал Всероссийский Художественный фонд, существовавший на членские взносы и значительные государственные дотации. В те времена на культуру из бюджета страны выделялось четыре процента. Сегодня - один.

Досье

Алексей Курманаевский. Родился в 1946 г. в городе Пекин (КНР).

Живописец, график, заслуженный художник России, профессор кафедры изобразительного искусства ЮФУ, председатель плакатной секции Ростовского отделения Союза художников России. Имеет награды.

Участник более 160 крупных художественных выставок в России, Швеции, Финляндии, Болгарии, Монголии, Венгрии, Польше, Германии, США, Японии, Великобритании, на Кубе.

Получил 20 премий на конкурсах плаката, в том числе три – международные.

А.М. Курманаевский – автор гербов Ростовской области и ряда её городов.

Ирина Ароян, «АиФ на Дону»: Отремонтировать здание на собственные средства члены Союза художников не могут?

- Откуда у художников такие средства?! В этом здании они арендуют мастерские, оплачивают коммунальные услуги. Для ремонта и сохранения здания нужен инвестор.

- Раз мы коснулись финансовой темы, то задам нетворче­ский вопрос: а как сегодня выживают художники?

- По-разному. Многие уходят в педагогику. Некоторые куда-то уезжают... На мой взгляд, наша профессия как была, так и остаётся престижной. Просто общей культуры сегодня не хватает. Те же, кто понимает в живописи и хочет приобрести полотна, не всегда располагают соответствующими финансами. Народу сейчас не до искусства - нужно как-то выживать.

Художник и время

- Вы пережили несколько эпох в истории страны. В какое время, на ваш взгляд, художнику жилось легче? И в какое интереснее?

   
   

- Времена всегда одинаковые. Политические системы были разные. В советские времена для государства была важна идеология, а потому искусство всячески поддерживалось. Это не означает, что художник должен был писать на заданную тему. Ты мог сам выбирать объект и форму творчества... Сегодняшняя беспредельная свобода для художника опасна. Вседозволенность нередко выводит на ложный путь и грозит саморазрушением.

- В какой степени, на ваш взгляд, окружение влияет на творчество? Или же художник приходит в мир с уже заложенной внутренней программой?

- Дар, безусловно, даётся свыше. Он есть в каждом человеке. Только не все о нём знают и развивают его в себе... Любой человек воспринимает действительность, но переваривает её по-своему. Поэтому один становится живописцем, другой - врачом, третий - журналистом. Этим-то люди и интересны друг другу.

- Вы с детства мечтали стать художником?

- Даже не думал об этом. Будучи ребёнком, что-то рисовал для себя и друзей. А в профессию пришёл по воле случая...В девятом классе сестра познакомила меня с семьёй художников Акциновых. Их сын планировал поступать в художественное училище и предложил мне «за компанию» написать натюрморт. Его отец увидел мою работу и посоветовал заняться живописью. Впрочем, в нашей семье хранился старый этюдник прадеда. Сам он был военным, а в свободное от службы время писал маслом и акварелью. Позже, уже будучи студентом художественного училища, я узнал, что брат моего отца тоже был художником. Его работы представлены в Таганрог­ской художественной галерее.

 - Ваши жена и дочь тоже художники. Легко ли существовать творческим единицам в одном пространстве?

- С женой мы вместе учились, работали. Всегда помогаем друг другу, советуем, спорим. Дочь - график, человек тонкий, талант­ливый. Мне бесконечно близки её работы. Но я ни в коем случае не пытаюсь влиять на её творчество.

Китай как мечта

- На вашей выставке в честь 70-летия были представлены только живописные работы. Но вы не менее известны как график и плакатист.

- Живописью я занимаюсь более двадцати лет. До этого 17 лет вместе с женой мы писали плакаты. Участвовали в международных конкурсах. Получали премии. Но перестройка нас всех перевернула. Запрос на плакат закончился. Так моё давнее желание вплотную заняться живописью совпало с веянием времени.

- В вашем творчестве представлены Пушкинские места, Дон, Египет, Шотландия, Калмыкия. Но нет Китая, где вы родились...

- В Китае появились на свет не только я, но и моя мама и сестра. Брат мамы был известным китаеведом, написал книгу. Конечно, интересно было бы посетить эти места. Но пока такой возможности не представилось. У меня были студенты-китайцы, которые много рассказывали о своей земле, её обычаях. Но писать картины по чужим рассказам - это не моё. Чтобы обратиться к теме Китая, нужно увидеть страну воочию, пропустить её через себя.

- А как же внутренний образ, мечта?! Сальвадор Дали тоже не видел того, что изображал. Или же вы убеждённый реалист?

- Нет, это совсем не так. К примеру, мою серию картин «Стулья» можно назвать фантазийной.

- Среди ваших работ - портреты Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко. Вы дружили?

- Дружбой это не назовёшь, но мы встречались в Доме творчества. Ахмадулина была человек неземной, космический во всём - в своей поэзии, в том, как она говорила, смотрела, двигалась. Этим она и зацепила меня как художника. Нам довелось слушать стихи в её собственном исполнении. Кстати, Евгений Евтушенко тоже великолепный чтец, настоящий трибун. Несколько лет назад по приезде в Ростов Евтушенко заглянул и в нашу студию. Поэта заинтересовала моя картина из серии «Карнавал». Но он её так и не купил. Люди предпочитают принимать картины в подарок.

Эдем для мастера

- Вы как-то обмолвились, что мечтаете о временах, когда новости будут начинаться с искусства, а заканчиваться политикой. Вы аполитичный человек?

- Как вам сказать... Новости смотрю, газеты, книги читаю. Ряд политических событий отражены в моём творчестве. К примеру Чечня. Полотно «Невинно убиенные» посвящено жертвам 20-го века.

- Читала, что предыстория этой картины родом из детства.

- После революции мои предки эмигрировали в Пекин, где и прожили до 1947 года. А по возвращении на родину в 1948 году отца стразу арестовали с формулировкой «по подозрению». Мне тогда не было и трёх лет. Но мрачная ночь ареста в бараке, где мы жили, запечатлелась в детской памяти и мучила меня все эти года.

- А события сегодняшнего дня, к примеру, присоединение Крыма, Донбасса, нет желания запечатлеть на полотне?

- Бывал в Крыму не раз, планирую в этом году провести там свою выставку. И присоединение Крыма одобряю. Полагаю, что отношения с Украиной со временем наладятся.

- Однажды вы сказали, что все мы живём в раю, и наше мироздание - Эдем. В вашей жизни не было чёрных туч и серых облаков?

- Конечно же, были. И подобное осмысление мира как рая пришло не сразу. В молодости живёшь и ни о чём не задумываешься. Но с возрастом начинаешь больше ценить жизнь.

- А как вам удаётся ощутить рай в мире войн, болезней, рос­-та тарифов и больничных очередей?

- Я художник и смотрю на вещи иначе. Вся моя жизнь проходит в мастерской, за мольбертом. Искусство окрашивает мир иными красками.