Лики втоптали в грязь. В Ростове на свалку выбросили сотни икон

«Че по Ростову» / Telegram

В ростовском микрорайоне Левенцовский на несанкционированной свалке рядом с церковью Сергия Радонежского местные жители обнаружили сотни икон, напечатанных типографским способом. Информация облетела соцсети. Работники храма своими силами собрали часть икон и перенесли в помещение. Остальное накрыли коробками и клеёнкой, чтобы не намочил дождь, и вызывали машину – вывезти иконы со свалки.  

   
   

Почему такое произошло и какая судьба ждёт типографские изображения святых, которые не удалось спасти, в материале Rostov.aif.ru

Собирала камни, а нашла иконы

В соцсетях Ростова появилась информация о том, что на несанкционированной свалке найдены сотни отпечатанных типографией икон. В частности, ТГ-канал «Че по Ростову» опубликовал фотографии выброшенных изображений святых, которые нашли на захламлённом пустыре рядом с церковью Сергия Радонежского в Левенцовке. Порталу 161.ru местные жители сообщили, что несколько картонных и деревянных ящиков с ликами святых привезли на пустырь неизвестные: выгрузили из машины прямо в поле и уехали.

Rostov.aif.ru подтвердили информацию в самом храме. «Это случилось в воскресенье. Мне позвонила наш дворник Татьяна, которая взяла тачку и поехала на пустырь (в 100 метрах от церкви) за камнями для украшения двора и клумбы, – вспоминает дежурная по храму Светлана. – Таня сказала, что на стихийной свалке увидела отпечатанные иконы в коробках. Уточнила, что их, наверное, сотни. В подтверждение своих слов она прислала фото мне и добавила, что отправила их Отцу Евгению».  

Во второй половине дня припустил дождь. Несмотря на это, несколько женщин из храма пошли на свалку, забрали коробки с иконами – сколько могли унести. Остальное прикрыли картонными ящиками и валявшейся рядом клеёнкой, чтобы хоть как-то уберечь от воды, сырости и грязи лики святых.   

После дождя по свалке невозможно ходить и трудно ехать. Фото: АиФ-Ростов/ Елизавета Бакун

«Мы решили, что вызовем машину, которая приедет, заберёт оставшиеся ящики и вывезет на сжигание. Его надо производить по всем правилам:  земля должна быть обязательно чистой, не топтаная людьми и животными», – поясняет Светлана. По её словам, вынести все иконы со свалки вручную было проблематично, так как у них при храме нет свободных мужчин, а женщинам тяжело таскать коробки. Их, по словам женщины, столько, что и сосчитать сложно.    

Машина не прибыла до сих пор. Проезд к свалке загораживали огромные кучи песка. Женщины, как могли, раскидали лопатами эту «гору», чтобы обеспечить проезд. Однако, третий день идут дожди, дорога на свалке раскисла и превратилась в месиво, по которому может проехать разве что спецтехника на гусеничном ходу. Пешком сейчас к месту хранения икон на свалке тоже нельзя пройти – можно по щиколотки увязнуть в грязи. В храме Rostov.aif.ru. рассказали, что сваленные иконы так сильно прикрыли коробками, так хорошо спрятали, что постороннему человеку не найти это место.  

   
   

Оставить или раздать?  

«Их очень много: одна на другой коробке – и большие, и маленькие, – продолжает Светлана. – Это нужно складывать и перевозить, но Ирина, которая всем этим у нас занимается, не может добиться, чтобы кто-то помог. Я же изначально говорила: сейчас выставлю в интернет, чтобы до митрополита дошло. Но кто-то выставил (в  соцсети) уже до меня. Иначе, откуда бы все узнали?! Скорее всего, люди, которые там постоянно ходят, увидели и выложили (в сеть). Там по дороге к ТЭЦ ходят».   

Одна из спасённых икон. Фото: АиФ-Ростов/ Елизавета Бакун

Иконы, которые удалось перенести в храм, сложили в церковной лавке. Работающая здесь женщина отказалась назвать себя, но пояснила, что иконы, которые в нормальном состоянии, возможно, будут раздавать людям. «Точно высушим, помоем, почистим. Будем раздавать прихожанам или нет – вопрос ещё не решён», – пояснила собеседница.

Работники храма разные версии обсуждали, кто мог поступить так с ликами святых. Остановились на версии, что это типография, которая отпечатал бракованный тираж. И, скорее всего, планировала ещё партию выбросить. Работник храма Ирина поделилась наблюдением, что, когда они возились на пустыре (собирали разбросанные иконы, складывали их в коробки, чтобы унести), подъехала какая-то машина. Люди в ней хотели что-то выгрузить. Женщина начала фотографировать, и прибывшие быстро ретировались, так и не разгрузившись.  

«Даже если это брак, то, по святому кодексу, это всё равно иконы и с ними так поступать нельзя, – уверена Светлана. – Их нужно в определённом месте жечь с молитвами. Даже если типография не так отпечатала иконы, с запросом (об их утилизации) надо обращаться в церковь. В храме, какими бы не были иконы, правильно поступят. Я до сих пор каждый вечер, как дождь начинается, думаю: всё, что осталось на пустыре, водой зальёт. Ужас просто. Очень много запечатанных было икон, новое всё абсолютно. Кое-где прохожие поразрывали (упаковки), пораскидали (изображения). Кто-то там ходит, топчется по ним». 

Спасённые иконы перенесли в эту церковь рядом с Левенцовкой. Фото: АиФ-Ростов/ Елизавета Бакун

«Оставляем на суд божий» 

На ситуацию отреагировали в Донской митрополии. Пресс-секретарь Игорь Петровский в беседе с ТАСС подчеркнул, что церковь не имеет отношения к данному инциденту. Петровский добавил, что утилизировать изображения святых, если они пришли в негодность, нужно правильным способом, чтобы не допустить осквернения.  

«Священный предмет при его негодности или браке необходимо утилизировать тем способом, который не породит никаких подозрений в его осквернении или нечистоте. А что касается оскорбления чувств верующих, я полагаю, что люди, которые выбросили изображения на свалку, забыли, что помимо бизнеса есть ещё святые вещи. Оставляем это на суд божий», — сказал пресс-секретарь.

По поводу случившегося Игорь Петровский выразил одновременно и печаль, и недоумение. Он пояснил, что отпечатанные иконы можно было бы передать, например, бойцам в зону специальной военной операции, где огромная потребность в подобной религиозной тематической продукции.

«Его (тираж икон) можно было передать в социальный отдел Ростовской епархии, где были бы найдены пути распространения этим иконам. Но по какой-то неведомой причине человек, который это всё заказал и издал, решил всё выбросить», – резюмировал Игорь Петровский.