«Мне говорили: кому нужна жена-инвалид?» Три истории о женском мужестве

Многодетная мама Наталья Грицунова с младшими сыновьями. © / Из личного архива

Между жизнью и смертью

Скрежет металла, визг тормозов и сильный удар. Екатерину Сенцову сначала сбила одна машина и тут же её переехала другая. В больницу 23-летняя ростовчанка попала без сознания и с многочисленными переломами. Реальность оказалась жестокой: авария отняла у неё левую ногу, а впереди ей предстояло пережить 25 тяжёлых операций.

   
   

«Мне было очень горько, а от осознания того, как адски больно моей маме, мне становилось ещё тяжелее. И я не хотела стать обузой семье и быть не самостоятельной, ведь я привыкла всё делать сама! А тут оказалась прикованной к постели, вынужденная просить о помощи...», - вспоминает Катя.

Четыре года она фактически провела в постели, борясь с последствиями аварии. Всему пришлось учиться заново - вставать, ходить и верить в себя. Как только смогла выходить на улицу, начала искать работу. Однако не всё шло гладко. Работодатели готовы были платить сущие копейки.

«Мне предлагали такие места, от которых любой другой бы отказался. Это было как плевок в лицо, и каждое собеседование для меня становилось пыткой», - рассказывает Екатерина.

Трудно было, по её мнению, ещё и потому, что в нашем обществе не сформирована культура отношения к инвалидам. Люди не знают, как реагировать на человека с увечьем. Дети тыкали пальцем и кричали, что у неё нет ноги. Кто-то слишком жалел, кто-то делал вид, что Екатерины и её проблем просто не существует.

Екатерина Сенцова Фото: Из личного архива Екатерины Сенцовой

Но были и другие люди, оказавшие по-настоящему важную поддержку.

И один из них - Александр, с которым девушка познакомилась в социальной сети, когда лежала в больнице. Она долго не решалась рассказать парню о своей травме, ведь он стал многое значить для неё. Потом всё же взяла себя в руки и написала правду: «Я потеряла ногу и такая я тебе не нужна. Встретишь нормальную девушку. Я не хочу портить тебе жизнь!».

   
   

С тех пор прошло девять лет. Катя счастливая жена Александра и мать пятилетнего Лёши.

«Поверить в себя помогла мне, наверное, любовь родных и мой оптимизм. Я люблю жизнь и иду по ней всегда с улыбкой! А ещё я очень упёртая. Могу сказать из своего опыта, что любой человек всего добьётся, если действительно этого захочет. Мне говорили, что и работу не найду, и ребёнка не рожу, и кто ж меня любить такую будет... У меня есть все! И моя жизнь ничем не отличается от жизни других людей. Единственное, лыжи мне не даются. Но я их и до аварии не любила, часто падала», - смеётся Ка­тя.

В прошлом году Екатерина окончила университет и нашла работу, которую очень любит. Сейчас она трудится бухгалтером в одном из ростовских торговых домов.

Теперь у Катерины новая мечта - научиться водить автомобиль.

«Советую читателям никогда не сдаваться! И всегда идти к своей цели, пусть и маленькими шажками. Будет тяжело, но надо всегда быть уверенным, что, в конце концов, всё будет отлично! Все мечты сбываются, если в них верить до конца!», - уверена Екатерина Сенцова.

Екатерина Сенцова с сыном. Фото: Из личного архива Екатерины Сенцовой

Помоги тем, кому хуже

О том, что её дочь больна раком четвёртой стадии, Татьяна Авдеева узнала в 2006 году, тогда малышке Даше исполнилось три года. До этого девочка была абсолютно здорова.

«С этого момента каждая секунда, проведённая с ребёнком, стала бесценной. Я жила её дыханием. Для меня самое главное было здоровье Даши, а остальное всё неважно. Постепенно онкобольница превратилась в дом, и когда покидала его, с удивлением замечала, какие мелочи волнуют людей», - говорит Татьяна.

Татьяна Авдеева Фото: Из личного архива Татьяны Авдеевой

Даша ушла, не дожив до своего пятилетия. Шок, вина, гнев, депрессия, адская боль, чёрное горе и нежелание жить - всё это пришлось пережить Татьяне Ивановне после потери ребёнка. И когда она чуть не обезумела от горя, то вспомнила слова бабушки: «Найди тех, кому хуже, и помоги им».

Сначала Татьяна стала волонтёром благотворительного фонда, собирала деньги на лечение детей, организовывала праздники в детских онкоотделениях.

А в 2012 году открыла благотворительный фонд «Дарина», который был направлен именно на помощь детям с онкогематологическими заболеваниями.

«Больно было вновь видеть лысые головки детей, переступать пороги больниц. Иногда ощущала себя как выжженная пустыня. Пробовала не заниматься волонтёрством, не помогать. Но тогда я замыкалась в себе, и становилось только хуже. И я поняла, мои действия, которые направлены на пользу, лечат мою душу. Сейчас все дети, которым помогала и помогаю, стали родными, и я их очень люблю», - говорит Татьяна.

За время работы фонда было собрано более 17 миллионов рублей, открыт клуб выздоравливающих детей, проведено несколько десятков благотворительных мероприятий. Но больше всего Татьяне греют душу реабилитационные программы, на которых она видит улыбки и жизнерадостность детей.

«Бывает очень много трудных минут, потому что работа тяжёлая. Многое разрывает сердце: дети уходят, проблемы бывают с лекарствами. Нужно помочь, а у тебя нет возможности. Но потом появляются добрые, хорошие люди, которые думают как ты, которым твоя идея близка. Ты понимаешь, что круги добра расходятся, задевают других. И тогда складывается пазл, это делает меня счастливой», - рассказывает она.

Татьяна смогла пережить своё горе, сохранить семью, сейчас воспитывает ребёнка. Считает, когда отдаёшь много сил тому, во что веришь, когда творишь добро, то оно обязательно вернётся.

«Возвращается необыкновенным светом внутри. Тем светом, который даёт мне силы идти дальше», - говорит Татьяна Авдеева.

Татьяна Авдеева. Фото: Из личного архива Татьяны Авдеевой.

Восемь детей - не шутка

«Посмотри, малыш как две кап­ли воды похож на нашего младшего - Даню. Надо его забрать к себе». С фотографии брошенного новорождённого, которую увидели в аксайской газете Наталья и Михаил Грицуновы, началась их новая жизнь.

Раньше даже не думали о приёмных детях, на тот момент у них уже было трое своих.

 «Думали, уже хватит, куда нам многодетной семье? Но не оставляла мысль забрать из дома малютки голубоглазого ребёнка. Чтобы не поддаваться эмоциональному порыву, решили подумать до утра. А, как прос­нулись, поехали за ним. Никогда ещё столько не собирали справок! Мы забрали Станислава и усыновили его», - рассказывает Наталья.

Когда Стасику исполнилось два года, родился Ваня. А после того, как старшую Катю выдали замуж, в доме образовалось мужское царство.

«Посмотрели на четверых пацанов, и захотелось в семью взять девочку, чтобы ей заплетать косы. В опеке предложили не одну, а двух сестрёнок», - смеётся Наталья.

Двухлетняя Полина сразу покорила её сердце. Четырёхлетняя сестрёнка Кристина находилась в другом социальном учреждении. У девочки было очень сильное синхронное косоглазие. Но будущих родителей это не испугало. После операции на глазах Кристина видит отлично. Раньше она не смотрелась в зеркало, не любила своё отражение. А сейчас мимо зеркала не пройдёт.

Наталья Грицунова. Фото: Из личного архива Натальи Грицуновой

Позже выяснилось, что у сестрёнок есть и старший брат - девятилетний Лёня. Взяли и его. Так в семье Грицуновых появились ещё трое детей.

«Сначала было страшновато, что не справимся. Одно дело воспитывать своих детей, другое - взять из детского дома. Но нам легче было, потому что перед ними был пример. Старшие дети учили младших, помогали им. Даже просто завязывать шнурки, чистить зубы. И сейчас ребятишки вместе учатся, объясняют друг другу домашнее задание, ходят на кружки. А когда приезжает старший сын, кадет, 16-летний Никита, он приобщает младших к дисциплине, бегает с ними, занимается спортом, учит их плавать. Всё его слушаются, он для них пример. Наш Никита дважды не повторяет», - рассказывает Наталья Грицунова.

Почти весь день Наталья у плиты. Дети помогают по дому: мальчики пылесосят, девочки моют посуду. У них большой дом, у каждого своя комната. А ещё есть кот, три собаки, разводят уточек и курочек. Поэтому семья не скучает. Трудности появляются, когда нужно куда-то поехать всем вместе - в этом случае приходится делать два рейса. Государство помогает только в том, что даёт льготу на коммунальные услуги 50%. Получается экономия в шесть тысяч рублей в месяц.

«Везде бывают проблемы - и со своими детьми, и с приёмными. Не бывает всё гладко, поэтому я не разделяю их на своих и чужих. Как сделать свою семью счастливой, подсказывают сами дети, просто надо прислушаться. Они многому нас учат, и, в первую очередь, быть добрее. Когда я вижу, как дети переживают друг за друга, поддерживают, понимаю, что мы сделали всё правильно», - резюмирует Наталья Грицунова.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются родители усыновленных детей - это отношение внутри классов и школ. Сложился стереотип, что брошенными оказываются дети алкоголиков или наркоманов, и поэтому отношение к приёмным детям со стороны родителей их одноклассников зачастую предвзятое. Выход из этой ситуации только один - ребёнок должен знать, что его приёмные родители всегда готовы его поддерживать. Также может оказаться полезной активная общественная и учебная деятельность, в том числе участие в школьных конкурсах и олимпиадах. 

Семья Натальи Грицуновой. Фото: Из личного архива Натальи Грицуновой