Край неизвестный. Жили ли на Дону амазонки и человек в футляре

Археологический музей-заповедник «Танаис». © / Пресс-служба Правительства Ростовской области

«Я думаю, можно было бы создать даже эдакий путеводитель «Дон неизвестный». Ведь многие дончане не подозревают о том, какие богатства таит регион», - убеждён историк.

   
   

Этим летом много шуму наделало сообщение о том, что в Польше может быть обнаружен поезд с золотыми слитками нацистов, пропавший при наступлении советских воинов в 1945 году. А какие дон­ские клады и сокровища по-преж­нему таятся в земле?

Так был ли Дон пристанищем легендарных амазонок? Чем жизнь сарматов, скифов, меотов отличалась от нашей? Об этом и о другом корреспондент «АиФ на Дону» Виктория Головко поговорила с Валерием Чесноком – старшим научным сотрудником Археологического музея-заповедника «Танаис».

Досье

Валерий ЧЕСНОК. Родился в 1942 г. в Чите. Окончил истфак РГУ.

30 лет (с 1972-го по 2002 г.) возглавлял Археологический музей-заповедник «Танаис». Ныне старший научный сотрудник музея.

Автор почти двух десятков книг по истории Дона - «Амазонки - женщины из легенды», «Клад», «Археологический декамерон» и др.

Валерий Чеснок Фото: Из личного архива

Бульдозером по истории

Виктория Головко: Валерий Фёдорович, знаю, что не один год вы пытаетесь спасать малоизвестные памятники старины, изюминки прошлого. Но о чём именно идёт речь?

Валерий Чеснок: У меня болит душа из-за множества таких очень любопытных объектов. Возьмите, например, Павловскую крепость под Таганрогом.

- Откровенно говоря, почти ничего о ней и не знаю...

- Ну вот видите... А многим и вовсе неведомо, что такой объект есть. Хотя ведь это исключительная изюминка! Эта крепость - первое в России по-настоящему основательное, возведённое с соблюдением всех инженерных законов, земляное фортификационное сооружение.

   
   

Если посмотреть на Павловку сверху, она красотка! Это четырёхугольник с эффектными ответвлениями - бастионами, носящими имена Шереметева, Апраксина и т.д. Мало известно, но именно на юге страны, в наших краях, Пётр I начинал прорубать окно в Европу. А земляные крепости в окрестностях Таганрога - Павловская, Черепаха и другие стали генеральной репетицией сооружений, возведённых позже в Санкт-Петербурге. Павловская, например, это предтеча Петропавловской крепости Питера. Там ТОЧНО та же планировка, работали одни и те же инженеры.

Слава Богу, крепость неплохо сохранилась. Но даже информационную табличку рядом поставили не чиновники от культуры, а студенты одного из таганрогских вузов, которых я ­увлёк изучением истории. Чтобы привести крепость в порядок, много денег не надо. Достаточно хоть как-то облагородить, воссоздать деревянные постройки, включить её в туристические маршруты. Тем более, что в военном музее Лефортово чертежи старой крепости сохранились. Я обивал пороги всех мэров Таганрога за послед­ние лет 20, прося включить крепость в черту города и привести её в порядок. Но в ответ - холодное равнодушие.

- Слышала, вы не однажды спасали эту крепость от застройки.

- У меня был «агент» - местный житель. Лет 10 назад там хотели было затеять большую стройку. Когда к крепости (отчасти на её территории и намеревались строить) приближался трактор, он мне звонил, и я мчался туда. Доставал свою корочку члена Общества охраны памятников. И удавалось отстоять.

Вся Европа зарабатывает на старинных крепостях, ветряках. В Беларуси вокруг ветряков построили очень успешные туркомплексы.

- А что у нас?

- Уникальный, единственный донской ДЕРЕВЯННЫЙ ветряк 19-го века в хуторе Кумшатский Миллеровского района ещё лет 20 назад был целёхонек. Но сейчас от него ничего не осталось... Даже остов растащили...

Водяная мельница Афонькина в селе Куйбышево - единственная сохранившаяся на Дону. Однако она в безобразном состоянии, на грани уничтожения, разваливается. Лет 7 назад превратился в развалину тоже интересный каменный ветряк в посёлке Миллерово Куйбышевского района. В 19-м веке всё оборудование там было голланд­ским! Что сгубило памятник? Ни у кого не нашлось денег на ключ и замок. Искатели металлолома подожгли ветряк изнутри. Там очень многое сгорело. Да, его можно восстановить. Но властям это неинтересно...

Больно мне и за Чехова.

- ?

- С юности я поклонник Чехова. Выписывал имена его персонажей и искал могилы их прототипов на старом кладбище Таганрога. Чехов, особенно в ранней прозе, изображал немало персонажей, памятуя о реальных таганрожцах.

Но кладбище в ужаснейшем состоянии. Склепы разорены и выжжены, многие памятники и надгробия побиты, всё заросло. Главный ангел-хранитель некрополя - обычная таганроженка, преподаватель вуза Катя Трубникова. Вот она только и держит оборону. Ходит по предпринимателям. Воодушевляет их на то, чтобы деньгами помочь кладбищу. За год они реставрируют 3-4 памятника. Но это капля в море. Да, в этом году Администрация Таганрога наконец начала помогать - вывозит мусор, который на кладбище собирают волонтёры. Но это совсем не тот мас­штаб, который нужен.

А ведь там похоронены столько великих таганрожцев!

Возвращаясь же к Чехову... В том некрополе есть могила прототипа главного героя чеховского человека в футляре - учителя Александра Фёдоровича Дьяконова. О ней знают все чеховеды. Благодаря Кате расколотое жуткое надгробие отремонтировали. Вырубили заросли. Но всё равно даже тропки к могиле нет. Экскурсионным группам туда не подойти. В рассказе «Ионыч» действие происходило в том числе у склепа итальянской певицы Деметти на старом кладбище. Недавно туристы из Японии упросили меня показать им склеп. Я привёл, и так мне было стыдно... Он разрушен, мрамор расколот...

Золото из горшка

- Хочу спросить вас и о богатствах иного толка. Дон­ской регион - среди тех, где археологи обнаружили больше всего выдающихся находок, в том числе изделий из золота. А много ли кладов и сокровищ ещё таятся в донской земле? Я слышала, что предания об иных сокровищах вы считаете правдоподобными.

- Донской край - среди тех, где найдено более всего потрясающих вещей, относящихся к прошлому. И это нестранно. Наш регион - один из самых древних. 2-3 тысячи лет назад на донской земле жили меоты, сарматы, скифы, здесь в 3-м веке до нашей эры образовался греческий Танаис.

Есть находки поразительные! Чего стоит один только горит - футляр для лука и стрел, на котором изображены приключения Ахилла! Нашли его в Елизаветовском городище.

А вспомните золотые фалары (украшения для лошадей),  золотую гривну с изображениями спящих львиц, золотую серёжку в форме богини Ники великолепной работы...

Безусловно, найдено ещё не всё. Ведь и того, сколько всего в нашей области курганов-могильников, мы не знаем. Часть из них давно распаханы.

Так что какие-то сокровища, совершенно точно, ещё ждут своего часа.

Что до кладов... Самым известным по сей день считается тот, что случайно обнаружил в обрыве за домом житель станицы Нижне-Гниловской Василий Черсков. Он брал глину для хозпостройки. Копнул землю лопатой и наткнулся на... глиняный горшок, в котором лежали 32 драгоценнейшие золотые монеты времён Римской империи - боспорские статеры.  А что касается легенд... Я, например, верю, что когда-нибудь у нас отыщется клад Степана Разина. Как признался под пыткой его брат Фрол, несметные сокровища Разин зарыл «на острове в Дону, в  урочище под вербою».

Хотя любые легенды о кладах интересны. В них правда может быть переплетена с былью. Есть миф о подземном ходе из Танаиса в Азов. Не исключено, что таятся в нём сокровища. Но этот ход, видимо, и впрямь существует. Правда, ведёт он, скорее, из городища в бывшую портовую часть Танаиса. В 19-м веке археолог Николай Хицунов обнаружил часть этого лаза, но, увы, не закрепил.

Коня на скаку остановит

- Вы много лет отдали изучению и другого мифа - об амазонках, живших на Дону. Они существовали?

- Уже понятно: амазонки, которые выжигали одну грудь, чтобы сподручнее было стрелять из лука, жили без мужчин, - красивая греческая сказка. Но зиждется она на правде. У сарматов женщины были очень воинственны. Бились в сражениях наравне с мужьями. А когда те уходили на войну, защищали посёлки. Они умело скакали верхом, метали дротики и стреляли из лука. То и были легендарные амазонки.

- Жизнь сарматов, скифов, обитателей Танаиса сильно отличалась от нашей?

- Когда читаешь о них, поражаешься, как она похожа! «А мы - те же самые», - пел Высоцкий. Разве только деньгам наши древние предки придавали меньше значения.