Кому путешествия как работа? Дончанин стал заслуженным путешественником

Жизнь прошла в путешествии – Виктору Дзюбе есть, что рассказать молодым спортсменам. © / Мариам Папахчян / АиФ-Ростов

Слышал, что в Российской Федерации существует звание «Заслуженный путешественник». А есть ли в Ростовской области люди, удостоенные такого звания? Чем они занимаются? Как живут?

   
   

К. Лепнухов, Неклиновский район

Для кого-то путешествовать – это мечта, для кого-то – хобби, кто-то ежегодно откладывает зарплату в ожидании отпуска для того, чтобы оправиться в новый поход или страну, а вот для нашего героя путешествие – это такая работа. Свои походы руководитель секции автомототуризма в ростовском клубе «Планета» Виктор Дзюба начал ещё при СССР. Дончанин – заслуженный путешественник России. Этого звания в нашей стране удостоены всего около тысячи человек. Сложно даже представить, сколько всего в своих турах видел, сколько всего узнал, со сколькими людьми познакомился и сколько приключений пережил этот человек.

Как всё начиналось

Мариам Папахчян: Виктор Андреевич, вы всегда занимались спортом или всё началось сразу с автомототуризма?

Виктор Дзюба: Во времена нашего советского детства мы все занимались разными видами спорта, в школах тогда это всячески поддерживалось. Я увлекался волейболом, причём, очень успешно, имею по нему первый разряд. Даже одно время был в сборной команде Ростова. Для души – на трофейном отцовском мотоцикле гонял по посёлку Маяковского. А потом, уже во взрослом возрасте, почему-то меня потянуло в горы. Первый раз мы поехали туда с женой по путёвке. И там прошли первые маршруты – из Архыза до Красной Поляны. Потом я узнал, что у нас есть клуб такой – «Планета», и пришел сюда заниматься. Здесь же, кстати, встретил своего школьного друга. Так я стал заниматься горным туризмом, ходил в походы. Потом Александр Сафронов, один из основателей клуба «Планета», предложил мне организовать секцию автомототуризма. Это был 1973 год. В том же году во время командировки в Москве я побывал в центральном автомотоклубе. Там меня научили многим полезным вещам. С этого момента всё и началось. А уже в 1975-м мы прошли свой первый маршрут на автомобилях по Кавказу, посвящённый 30-летию Победы. После этого пошло-поехало. Я стал первым мастером спорта по автотуризму в Ростовской области и за эти годы воспитал пятерых кандидатов в мастера спорта. Мы объездили значительную часть Европы. Во многих местах побывали – на всех морях, на всех горах.

Досье
Виктор Андреевич Дзюба родился 17 ноября 1938 года. Окончил ДГТУ по специальности инженер-механик, потом РГУПС. В клуб «Планета» вступил ещё в 1968 году. В 1977-м стал чемпионом СССР. Награждён 30 именными кубками и более 20 медалями. В 2008 году избран действительным членом Национальной академии туризма. Мастер спорта СССР по туризму. В 2015 году получил от Федерации спортивного туризма страны звание «Заслуженный путешественник России». Женат, имеет двух детей – дочку и сына, а также трёх внуков, одну внучку и четырёх правнуков.

– И где именно побывали?

– Ну, например, Белое, Баренцево, Чёрное, Азовское моря. Балтика, конечно же. А из заграничных стран мы были только в Венгрии и в Чехословакии.

   
   

Помню, в 1977 году мы организовали поход в Заполярье. Прошли до Мурманска по бездорожью через Карелию. Там погрузились на теплоход и через Баренцево приплыли в Белое море, в Архангельск. Там разгрузились и своим ходом дошли до Вологды. Ну, а оттуда уже на союзные соревнования в Тулу. И вот там, кстати, мы стали чемпионами Советского Союза. После этого в Ростовской области стали появляться секции по автомототуризму, мы заинтересовали дончан своим примером. Под конец уже, это 2013–2015 годы, автопробеги стали многоэтапными. Сначала соревнования проходили среди ростовчан, потом – областные, а победители уже выходили на федеральный или даже международный этап. Так, одно из соревнований прошло в 2010 году в Казахстане, его посвятили Герою Советского Союза – лётчику Нуркену Абдирову. Он повторил подвиг Гастелло – направил свой горящий самолёт на немецкие танки в Боковском районе Ростовской области. Там он и похоронен, в братской могиле. Мы взяли оттуда землю и отвезли её на родину героя – в Казахстан, в Караганду. И это стало традицией, ведь у нас в регионе были Герои Советского Союза из Калмыкии, Узбекистана, Таджикистана. О них я подробнее рассказываю в своей книге «Походы выходного дня».

Что самое сложное?

– Какая поездка больше всего запомнилась?

– Решили мы в 2006 году организовать экспедицию. Два года тренировались, ходили в Заполярье, на Северный Урал. Потом собралась команда: три машины, две отечественные и одна «немка», и три ветерана, двое из которых мастера спорта и один кандидат в мастера спорта. С нами также поехал один новичок и врач.

Самое сложное в этой поездке – изменение времени. Мы пересекли девять часовых поясов, и с каждым разом у нас укорачивался час сна. Когда мы доехали до Владивостока, времени на сон уже не оставалось. И вот на обратном пути наша «немка» не выдержала и отказалась идти дальше. Мы её бросили с сопровождающим лицом за 41 км перед Иркутском, а сами поехали в город, искать, кто бы притащил и отремонтировал автомобиль. Нашли единственную организацию, оказалось, погнулись клапаны, поэтому машину мы в итоге оставили там. До пункта назначения добрались с поломками, с кучей неприятностей, но успели в назначенное время. Я приехал вообще без сцепления, и когда ехал по городу, молился, чтобы светофоры не препятствовали, потому что, если бы я остановился, тронуться с места уже бы не смог.

В общем-то, наши отечественные машины, «шестёрка» и «АК», показали себя с лучшей стороны. Есть такое выражение, что русскому хорошо, то немцу смерть. Так что, мы и наши машины доказали, что люди в возрасте могут пройти самый сложный пробег на отечественном автопроме.

Кроме того, во Владивосток мы повезли с собой бутылку освящённой воды из Тихого Дона. Там мы вышли в океан и возле небольшого островка воду эту вылили. А потом набрали воду из океана, вернулись домой и выплеснули в Дон. В СМИ вышла статья с заголовком «Ветеран объединил Тихий Дон с Тихим океаном» (смеётся).

– А было что-то, что вас шокировало в чужих краях?

– Возвращаясь назад из Владивостока, мы видели много горящих лесов. Нам местные рассказали, почему они горят – их просто поджигают, чтобы скупать, как дрова. Их обрабатывают, получается белое бревно, которое продают Китаю. Встречались и те, кто перегонял из Японии машины на продажу в Россию. Это было немного пугающее зрелище: все вооружены, потому что не редкостью были случаи нападений бандитов, которые отбирали машины и деньги.

И ещё один момент меня задел за живое. Ехали мы в объезд какую-то деревню. Идёт ливень, грязь страшная. Бегают дети. И одна девочка в пальто сереньком, как сейчас помню, она и все эти дети постоянно стоят у меня перед глазами. Вот, 15 лет прошло, но когда начинаю говорить об этом, сразу вижу её лицо. Она бежит к машине, я приоткрыл окошко, и девочка говорит: «Дяденька, дайте что-нибудь покушать». Я деньги протягиваю, а она: «Не надо нам денег, тут за деньги ничего не купишь, вы дайте нам чего-нибудь поесть». Вот такая рана на душе осталась у меня.

Награды, завоёванные клубом «Планета». Фото: АиФ-Ростов/ Мариам Папахчян

– Виктор Андреевич, где вам больше всего понравилось?

– Каждая страна, регион имеют свою прелесть. В Армении мне понравилось очень озеро Севан. Там курортный город. Сам Ереван, конечно, потрясающе красивый город. Я туда ещё и в командировку летал. В Узбекистане мне очень понравился колорит, обсерватория Улугбека, мечети очень красивые, мощные такие. Мы там были в сентябре, это сезон уборки хлопка. И школьники с учителями шли убирать хлопковые поля. Вручную. Когда мы задали вопрос, а куда делись хлопкоуборочные комбайны, на которых вы работали в советское время, они ответили, что комбайны плохо работали, поэтому они их поломали.

В чём опасность?

– Встречались города или страны, в которых хотелось задержаться?

– Нет, в любое время, где бы я ни путешествовал, всегда хотелось возвратиться домой.

– А реально опасные случаи бывали?

– А случаев таких было очень много. Это же путешествия. Всё непредсказуемо. Как-то в районе Шуши (город в предгорьях Карабахского хребта) случилось землетрясение. Дорогу засыпало щебнем. Ехать опасно. А нам нужно было попасть по этой дороге в Нахичевань. И мне пришлось выйти из машины, прощупать путь ногами, насколько безопасно идти. Пришлось разгрузить машину, всех своих пассажиров высадить и прогнать автомобиль. Потом по моему следу прошли все остальные. Такой же случай был в 1977 году, когда мы возвращались из Архангельска. Через горную реку был мост, ну, как мост, два бревна, сбитые скобой с одной стороны, и два – с другой. Вот по этим брёвнам нужно было провезти машину. Ну, я прошёл, и все остальные за мной.

Сейчас я уже не работаю, помогаю клубу на общественных началах. Но в дорогу, конечно, тянет. Это навсегда.

Кстати

Звание заслуженного путешественника присваивается спортсменам, которые отличились многочисленными уникальными походами и внесли весомый вклад в развитие своего направления спортивного туризма.