Клубок мотает Доля. Ирина Каплина – о том, что лечат вязаные вещи

Такие варежки мастерица носила бы и сама. Ирина Каплина в гостях «АиФ на Дону». © / Фото автора. / АиФ-Ростов

Есть вещи, которые никогда не выходят из моды. Например, вязаные удобные кофты, сделанные с теплотой и любовью. Или перчатки с оберегом, защищающие хозяев не только от холода, но и от невзгод. Именно такую одежду производит донской мастер узорного вязания Ирина Каплина.

   
   

Подробнее о своём творчестве мастерица рассказала rostov.aif.ru.

Рукодельница с детства

Ирина вяжет с детства, хотя в её семье этим никто раньше не занимался. Но семилетняя Ира была любопытной девочкой и записывалась во все кружки подряд. Попалось и вязание.

Там она научилась основам, а уж дальше сама совершенствовала мастерство. Сначала маленькая Ира вязала родным шарфики и шапочки. Однако в 90-е годы, когда повзрослела, забросила своё увлечение. Было не до того: учёба, рождение ребёнка… Но когда в Россию начали ввозить интересные импортные материалы – нити, необычную шерсть, например, из Англии, мастер вдохновилась и вновь начала заниматься любимым делом. Теперь её изделия востребованы не только в Ростовской области, но и далеко за пределами региона. Заказы поступают даже из Ямало-Ненецкого автономного округа.

«У меня очень богатая фантазия, какие-то узоры я придумываю сама, какие-то срисовываю с фотографий других мастеров. Авторским вещам даю названия в соответствии с тем, что меня вдохновило на их создание, – рассказывает наша собеседница. – Например, варежки с воронами я назвала «Весна на Вишере». На изготовление этих узоров меня вдохновили керамические вороны, которых я увидела на фотографии другого мастера».

По основной профессии Ирина мастер-отделочник. Поэтому, признаётся женщина, она всегда стремится во всём окружающем увидеть детали, которые может применить в своей работе: и в отделке, и в декоративной штукатурке, и в вязании. Например, это может быть красивый цветок.

«Я сажусь за компьютер и начинаю составлять схему этого цветка. Таким, каким я его запомнила», – объясняет мастер.

   
   

Тёплая защита

По словам рукодельницы, в своих работах она старается соединить обычаи прошлого и современную жизнь. В её изделиях это выражается в разных формах – не только в использовании различных традиционных узоров, но и оберегов, в которые верили наши предки.

«Больше всего я люблю вязать варежки. Руки нужно беречь, потому что они напрямую связаны с тем, что делает человек – добро или зло. В свои работы я стараюсь вплетать какие-то обереги. Например, латвийская косичка защищает человека от недруга, а зелёный цвет даёт людям богатство. Узор засеянного поля, над которым светит солнце, будет защищать своих хозяев от безденежья», – говорит собеседница.

Кстати, в своём творчестве рукодельница использует только натуральные материалы. В основном, это овечья шерсть и пух. Одежда в результате получается очень приятной на ощупь и тёп­лой. И, что важно, не вредит здоровью.

«У вас не будет аллергии, если носить вещи, связанные из льняных или хлопковых нитей. А для тех, у кого непереносимость обычной шерсти, есть специальная, гипоаллергенная. От неё не появятся высыпания, чихать тоже не будете», – утверждает Ирина.

Вязанье лечит

Ограничений по возрасту для такой одежды тоже нет. Более того, из некоторых натуральных материалов вяжут вещи для младенцев. Они совершенно не колются. Это, например, шерсть мериноса. Су­ще­ству­ет даже специальный клуб «38 петель». Там вяжут одежду для недоношенных детей. Такие изделия делают из колючей шерсти, чтобы стимулировать развитие новорождённых и улучшать их кровообращение.

Примечательно, что вязаные вещи полезно не только носить, но и создавать.

«Во время рукоделия у современного человека происходит два процесса. С одной стороны, он расслабляется и абстрагируется от повседневных проблем, а с другой – сосредотачивается на их решении. Наш мозг так устроен, что когда работает мелкая моторика, то в голове мы можем сделать верные выводы», – отметила Ирина.

По её рассказам, в Индии есть целая школа, где людей лечат вязанием от последствий инсульта. Так, у пациентов посредством мелкой моторики восстанавливается работа мозга. Ведь когда человек вяжет спицами или крючком, он всё время подсчитывает петли и старается не испортить узор.

Правда, в современном мире у модниц есть свои особые предпочтения. Сейчас, в основном, востребованы простые модели с изюминкой. Например, это может быть однотонная кофта с интересным карманом или воротником, либо рукава могут быть не­обыч­ны­е, разноцветные, либо одежду могут украсить цветные пайетки.

Мастер также добавила, многие покупатели сейчас приходят к тому, что одежда должна быть в первую очередь комфортной и носиться долго. Рукодельница отметила, что хорошо связанный свитер можно передавать из поколения в поколение, потому что со временем качество сохраняется, такая одежда практически не изнашивается.

Кстати, Ирина вяжет и летние вещи. И сама любит носить свои изделия.

«Я вяжу в первую очередь то, что с удовольствием носила бы сама. Если закажут свитер, который мне вязать будет не интересно, я могу и отказаться от него», – признаётся мастерица.

А вот самая необычная работа, которую Ирине доводилось создавать, это варежки с Дарт Вейдером по её авторской схеме.

«Они очень долго искали своего хозяина. Так и назывались «Рождество Дарта Вейдера». Он был в образе существа, которое тоже любит праздники», – вспоминает Ирина Каплина.

СПРАВКА
Первый вязаный носок был найден в Египте ещё до нашей эры. Он был изготовлен костяной иглой. Однако на самом деле основатели вязания не египтяне, а индейцы Перу. Они вяжут с незапамятных времён.
Вязанные вещи полезно не только носить, но и создавать. Фото из архива Ирины Каплиной.

КСТАТИ
Ирина Каплина рассказывает, что в старину к вязанию относились очень серьёзно. Мастера связывали реальный мир с миром мёртвых. А всё рукоделие было связующей нитью между мирами. Более того, у каждого народа был свой покровитель – бог рукоделия. Например, у славян – это Макошь. Наши предки считали, что она с помощью рукодельниц плетёт судьбу человека. Ей поклонялись, просили об удаче. Они также верили, что у Макоши есть две дочери – Доля и Недоля. Пока мать плела веретеном, по бокам её сидели дочери и мотали клубки. Считалось, что если клубок мотает Доля, то и судьба у человека счастливая сплетётся, если Недоля – то несчастная. Поменять дочерей местами могла только мать. Поэтому люди очень её почитали.