В майские праздники в Ростове-на-Дону вспоминали о страшной авиатрагедии пассажирского самолета рейса «Дубай – Ростов» 19 марта, унесшей жизни 62 человек. Жителям Ростовской области, принимавшим участие в ликвидации последствий крушения, вручили областные награды.
Нагонная волна
42-летний полковник внутренней службы Илья Константинов раннее утро 19 марта помнит по минутам.
«Ночью получил экстренное сообщение о возможном наводнении в Азовском районе из-за сильного ветра, поэтому быстро собрался и выехал», - рассказывает мужчина. На тот момент он был в отпуске и собирался провести выходной с семьей. Илья Константинов из потомственной семьи пожарных. С огнем боролись его прадед, дед, отец.
В машине полковник всегда возит снаряжение пожарного, а в этот раз взял еще и сапоги-заброды. Илья Константинов сам родом из Азова, поэтому хорошо знает, что такое «низовка» и какие беды может принести стихия.
Это когда резкий юго-западный ветер поднимает уровень воды в дельте реки Дон и заливает низменную пойму, где живут люди в маленьких станицах.
Ему по долгу службы не раз приходилось спасать людей от «большой волны».
Выехать из Ростова спасатель не успел. В районе набережной ветер свалил дерево на проезжую часть, поэтому пожарный остановился и вызвал службы ЖКХ убрать дерево с автомобильной дороги, чтобы не допустить ДТП.
В этот момент он и получил сообщение о катастрофе в международном ростовском аэропорту.
«Когда ехал к месту крушения у меня ещё теплилась надежда, что кто-то остался в живых, кого-то удастся спасти, но по прибытию на место, к сожалению, обстановка оказалась неординарной, стало ясно - все пассажиры самолета погибли», - говорит Илья Константинов.
Беда сплотила спасателей
Осмотр места катастрофы подтвердил самые худшие прогнозы - никто не остался в живых. Поэтому усилия тысячной группировки спасателей были направлены на скорейшее восстановление инфраструктуры аэропорта, оказание помощи службам в поисках вещественных доказательств.
Полковник внутренней службы признается, что в подобной поисково-спасательной работе участвовал впервые, но были и те спасатели, которые ликвидировали последствия авиакатастрофы в Донецкой области (Украина) в 2006 году.
«Впечатления от увиденного нахлынули гнетущие, ведь все мы люди, было тяжело справиться с первыми эмоциями, но я понимал, что есть конкретная задача - освободить взлетную полосу от остатков самолета», - продолжает офицер.
Своих подчиненных полковнику не приходилось заставлять и уговаривать работать, никто не жаловался на погоду.
На взлетной полосе не было разделения на командиров и подчиненных - все вместе трудились бок о бок.
Все два дня гулял сильный ветер, шел дождь и снег: сначала ты промокаешь, а потом одежда покрывается льдом.
Руководитель пожарных Южного федерального округа отмечает, что на взлетной полосе в ликвидации последствий катастрофы работали, прежде всего, опытные спасатели. Эти пожарные умеют управлять эмоциями, работать в стрессовой ситуации.
«Эти спасатели уже не однажды видели смерть при выполнении служебной деятельности, поэтому они научились управлять чувствами», - заканчивает мысль Илья Владимирович.
Эхо катастрофы Boeing
Илья Константинов столкнулся с последствием катастрофы не только на взлетной полосе аэропорта, как спасатель, но и после, в обычной жизни.
В администрацию Октябрьского района Ростова-на-Дону он пришел, чтобы решить проблемы быта своей семьи, и здесь неожиданно узнал, что одна из погибших Boeing является сотрудницей администрации. Ею была Елена Чернова, работавшая председателем территориальной избирательной комиссии.
«Коллектив тяжело переживает потерю коллеги. В эти моменты я испытал тяжелые чувства, от которых, к сожалению, не удается уйти» - подвел итог спасатель.