Уже больше двух лет планы донских туристов корректирует пандемия, а в 2022 году вдобавок к этому запретили вылеты из аэропорта Платов. Масла в огонь подливают и слухи о прекращении выдачи виз россиянам.
Без аэропорта сложно
– Алексан Мушегович, как завершается летний отпускной сезон для Ростовской области? Сильно ли повлиял на индустрию и планы туристов режим закрытого неба?
– Конечно, если бы работал аэропорт Платов, было бы намного лучше. Многие россияне не смогли улететь на отдых, причём не только за рубеж, но и по стране. Безусловно, к Чёрному морю можно добраться поездом или на собственной машине. Но ведь есть ростовчане, планировавшие поехать к озеру Байкал, на полуостров Сахалин, Камчатку, Дальний Восток, в Приморье. Чаще всего этим планам не суждено было сбыться: ведь не все готовы ехать сначала в Москву автобусом или поездом, чтобы дальше уже лететь на самолёте.
– 11 августа о закрытии границы для россиян с шенгенскими визами, выданными республикой, заявила Эстония. Также пересмотреть визовую политику могут другие страны Балтии и Финляндия. Сильно ли такие шаги скажутся на туристическом бизнесе Ростовской области?
– Поездки в страны Прибалтики всё-таки более популярны среди туристов северо-западной части России, например, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основной продукт для ростовчан сейчас – это Греция, они визы дают весьма охотно. На втором месте по популярности – Италия. Там чуть сложнее записаться на подачу документов, но на помощь в этом случае приходят туристические агентства.
– Дольше ли стали выдавать туристические визы для россиян?
– Конечно, да, поскольку произошла взаимная высылка дипломатов. Какие-то страны вообще перестали их выдавать, кроме вышеупомянутой Эстонии это Польша, Чехия, Латвия и Литва. Другие государства оформляют достаточно долго, к примеру, во Францию мы не можем записать людей даже на октябрь. Греция и Венгрия выдают стандартные туристические визы за 14 календарных дней.
– Глобально ничего нового нет. Выше уже я называл несколько направлений, в частности, Байкал и Камчатку. Также популярны республики Дагестан и Крым. Поспособствовали таким изменениям высокие цены на отдых в Сочи. Сейчас там единственный открытый на черноморском побережье аэропорт. Жители Сибири и Дальнего Востока не могут полететь в Крым из-за закрытого аэропорта, да и по железной дороге добраться можно только из Омска – это самая восточная точка прямой связи с полуостровом, причём ехать нужно очень долго. Отельеры, понимая это, резко подняли цены. Сочи подорожал больше, чем на 30%. Люди увидели это и стали больше ездить в Дагестан, поняв, что, помимо Чёрного моря, есть ещё и Каспийское, где отдых не в пример дешевле. Например, люксовый номер в отеле, который в Сочи обойдётся в 10 000 рублей в сутки, в Махачкале будет стоить 5000–6000 рублей.
Сервис не улучшится
– Много ли туристических фирм в Ростовской области не смогли пережить события последних двух с половиной лет? Что могло бы им помочь?
– Да, пандемия коронавируса и закрытый аэропорт привели, в конечном счёте, к тому, что не менее 30% туристических агентств закрылись, но на их место приходят новые. Это процесс постоянный. Считаю, что помочь может следующее: восстановление связей с Европой, открытие ростовского аэропорта и широкая гамма прямых рейсов из него.
– Поспобствует ли нынешняя ситуация улучшению качества сервиса на российских курортах? Или, напротив, уменьшение конкуренции скажется отрицательно?
– Конечно, сервис не улучшится. К примеру, человек живёт в Красноярском или Хабаровском крае. Сейчас он практически никак не может попасть ни в Анапу, ни в Ялту. А ему нужно, например, тёплое море, чтобы оздоровить семью. Есть рейс в Сочи, и он уже за любые деньги полетит туда. Разумеется, ни о каком сервисе при такой сниженной конкуренции говорить не приходится.
– Есть ли какая-то государственная поддержка сферы сейчас? Помогла ли запущенная весной программа с туристическим кэшбеком?
– Действительно, весной было два больших этапа кэшбека при оплате картами бронирования отелей или покупки туров, и это помогло туристической сфере. Сейчас такая акция будет запускаться всего лишь на 15 дней – с 25 августа по 10 сентября. И то она может закончиться, если выделенные на это 3 млрд рублей израсходуются раньше. При этом весной вложили больше 15 млрд рублей. То есть поддержка осенью меньше в пять раз. Поэтому всерьёз говорить сейчас о ней не стоит.
Готовь зимний отдых летом
– В Ростовской области несколько лет стремятся увеличить туристический поток. Сначала мешала пандемия. А сейчас что? Меньше ли стало туристов в самом Ростове из-за закрытого аэропорта?
– Спад, действительно, наблюдался. В основном это был период с начала марта и, примерно, до середины июня. Со второй половины июня ростовские гостиницы стали регулярно заселять транзитных туристов, которые живут одну или, максимум, две ночи. Они едут из Москвы или центральной части России на Чёрное море на личном автомобиле и ночуют в Ростове. Кто-то из них успевает посмотреть нашу область, например, поехать в станицу Старочеркасскую, Азов или Таганрог, другие используют Ростов только для ночёвки. Но из-за закрытого аэропорта область потеряла группы туристов, которые приезжали сюда на три-пять дней.
– Мой прогноз – в ближайшие месяцы ростовский аэропорт всё-таки не откроется. При этом направления для зимнего отдыха ростовчанам стоит начинать выбирать уже сейчас. Вылететь можно будет из аэропортов Минеральных Вод и Сочи. Хитом сезона станут Египет и Арабские Эмираты. Возможно, будут запущены рейсы из Минеральных Вод в израильский Эйлат.
– Есть ли перспективы внешнего туризма для донского региона?
– Да, перспективы развития, действительно, есть. Глобально это два направления. Первое – страны, находящиеся от нас к югу: Египет, Тунис, Объединённые Арабские Эмираты, Турция. Второе направление – страны на востоке: Таиланд, Вьетнам, Лаос, Шри-Ланка, Мальдивы, может быть, даже Индия. В далёкой перспективе, но точно не в этом году – Китай.
– Насколько популярны у дончан поездки в северном направлении, к примеру, в российскую Карелию?
– Она была мегапопулярна, пока были авиарейсы в Петрозаводск или хотя бы в Санкт-Петербург. Но сейчас поездом туда придётся добираться около двух с половиной суток. Да и билетов нет, а когда они появляются, то цена на них весьма немаленькая. Поэтому популярность Карелии у жителей Ростовской области существенно снизилась по сравнению с прошлым годом, приблизительно на 50%.
– Мэрия Ростова анонсировала гастрономический фестиваль в сентябре в День города. Насколько такой туризм перспективен для донской столицы? Есть ли люди, которые уже сейчас едут к нам, чтобы вкусно поесть?
– Всё, что касается того, чтобы покушать или выпить, эта потребность всегда есть у человека, во все времена, при любой власти. Любой гастрономический фестиваль будет популярен, неважно, где он проходит, лишь бы это был юг, потому что помидоры в Мурманске не растут. Аналогичная ситуация с вином: севернее Воронежа хороших виноградников уже нет. Эногастрономический фестиваль также привлечёт людей из других регионов. Но потенциальных туристов будет останавливать отсутствие работающего аэропорта.
Досье
Алексан Мушегович Мкртчян родился в Ростове-на-Дону. Выпускник исторического факультета РГУ 1990 года. 27 лет работает в туристической индустрии. Эксперт рабочей группы при Комитете Госдумы РФ по физкультуре, спорту и туризму. Член правления РСТ «Российский союз туриндустрии» (Дон-РСТ). С марта 2022 года – вице-президент Альянса туристических агентств.